1. «Дикие псы»
1974, Италия. Реж. Марио Бава
Малоизвестный (ввиду того, что 20 лет пролежал на полке из-за банкротства производителя), однако более чем достойный триллер, который некоторые критики назвали вершиной творчества легендарного хоррормейкера. Почти всё действие проходит в автомобиле несчастного отца с больным сыном, срочно нуждающимся в медицинской помощи, на руках — душераздирающий мотив, не способный оставить зрителя равнодушным. По воле несчастной судьбы, именно в эту машину врывается уходящая от преследования шайка бандитов. В финале зрителю уготовлен твист, которому позавидовали бы самые изощрённые сценарии.
2. «Мэйбл за рулём»
Обаяние этой уморительной короткометражки — в страшно вращающем глазами и скалящемся злодее в исполнении Чарли Чаплина, а также в «модной» автомобильной тематике. Для пребывающего во младенчестве кинематографа 1914 года съёмки автомобильной гонки означали бюджет близкий к запредельному. Тем более, что спецэффекты также присутствуют — клубы пыли, эффектные развороты, взрывы петард, да и сами праотцы гоночных болидов представляют отдельное зрелище. Гонки проходят при стечении великой толпы народа — живо, увлекательно и даже опасно, заставляя переживать за хрупкую девушку за рулем (добавим, что тема женщины за рулем раскрыта здесь безоговорочно в пользу прекрасного пола).
3. «Исчезающая точка»
1971, Великобритания-США. Реж. Ричард Сарафьян
Герой этой картины, перегонщик автомобилей и ветеран вьетнамской войны Ковальски (самая известная роль Барри Ньюмана), связан обязательством доставить роскошный белый Dodge Challenger 70-х годов — главную звезду фильма — к определённому часу из Денвера в Сан-Франциско. За превышение скорости Ковальски оказался под преследованием полиции. Из красивейших панорамных сцен этой погони черпал вдохновение Тарантино, снимая «Доказательство смерти», и Тарантино же «Исчезающая точка» обязана новым витком славы — ее восторженно обсуждали героини Зои Белл и Трейси Томс. К слову, Сарафьян снимал на основе реального случая — человек отказался от остановки по требованию полиции и погиб, врезавшись на полной скорости в полицейский блокпост.
4. «Большое автоограбление»
1977, США. Реж. Рон Ховард
Автомобильная тема всегда будоражила Рона Ховарда. Свою карьеру в полнометражном кино рыжеволосый мэтр начинал с «Большого автоограбления», по собственному сценарию и с собой же в главной роли. Согласно сюжету, девушка и её возлюбленный (собственно, Ховард) убегают на шикарном Роллс-Ройсе её отца от навязанного семьёй жениха в Лас-Вегас. За ними начинается массированная погоня родственников. Перед нами смешное, смелое и абсолютно безбашенное баловство, чистое удовольствие — пара дерзко угоняет автомобили, причем число пострадавшей, в том числе эффектно взорванной техники прирастает десятками. Киноиллюстрация лозунга «Бери от жизни всё».
5. «Дуэль»
1971, США. Реж. Стивен Спилберг
Если составить «Топ-100 фильмов, способных удивить», «Дуэли» обязательно достанется в нём местечко. Несмотря на солидный возраст картины (больше 40 лет) и простейший, в общем-то, сюжет, который можно описать одним коротким словом — «погоня», он, выражаясь языком американских рецензий, absolutely breathtaking!
Преследующий героя в пространстве бескрайних дорог ржавый бензовоз-убийца с невидимым водителем, которым движут лишь ему известные мотивы — жуток, и с каждым его появлением по спине проходит холодок. Десятки триллеров с похожим сюжетом, созданные позже, не cмогли поймать этого ощущения вместе взятые. Ощущения абсолютной беспомощности перед Неведомым, какой бы смысл не вкладывался в этот — вне всякого сомнения, символичный — образ.
6. «Скорость»
1994, США. Реж. Ян де Бонт
В 90-е выбор блокбастеров уровня «Скорости» был невелик, потому режиссёрский дебют оператора «Крепкого орешка» и «Основного инстинкта» Яна де Бонта с Сандрой Буллок и Киану Ривзом засматривался до дыр и пересматривается до сих пор. Несмотря на справедливые упреки в неправдоподобности, идея очень хороша — заставить автобус гнать от 80 км/час и выше, потому как при меньшей скорости его разнесёт взрывом заложенной под такие условия бомбы. Супердинамичный, c акцентом на внешнее действие, фильм смотрится на одном дыхании и вполне заслужил почётное 99 место в списке «100 самых зрелищных картин» по версии The American Film Institute. По сути, у поклонников лишь один номинальный повод для расстройства — в своё время от режиссёрского кресла «Скорости» отказался Квентин Тарантино.
7. «Максимальное ускорение»
1986, США. Реж. Стивен Кинг
Первое, что приходит на ум при упоминании единственного на сегодняшний день режиссёрского проекта Короля ужасов — его адский саундтрек. «AC/DC», что называется, рулят. И рулят, причем без участия людей, ожившие (так подействовала упавшая комета) кинговские грузовики, вслед за взбесившимися предметами обихода — тему «внезапного» бытового травматизма много позже здорово обыграют создатели франшизы «Пункт назначения». Пока же с ней резвится сам Кинг, и везет его героям, надо признать, не больше, чем героям «Пункта». Сам факт, что Кинг попробовал лично адаптировать свое произведение к экрану, вызывает интерес и уважение, однако большинство критиков сходятся на мысли, что попытка не слишком удалась. Отдадим творцу и его самоиронии должное: еще в трейлере он предупредил, что снял «мусорный фильм для придурков».
8. «Адское такси»
1997, США. Реж. Мэри Сибульски, Джон Тинтори
Будничный день нью-йоркского таксиста наводит на мысль, что его поприще — одна из самых выматывающих профессий на свете. Ещё бы, находясь под грузом собственных проблем, он ежедневно вынужден наблюдать серию истерик и прочих жизненных мини—спектаклей на заднем сидении своего автомобиля, которое клиенты, по-видимому, упорно путают с креслом психотерапевта. Человек участливый, наш герой всё принимает близко к сердцу, пропускает через себя, и даже пытается помочь. Всё-таки остались в наше время святые люди. А ведь ему ещё машину вести...
9. «Двухполосное шоссе»
1971, США. Реж. Монте Хеллман
Их жизнь — дорога. Едешь — значит живёшь. К этому фильму лучше других из подборки подходит определение «фильм-настроение». Стоит проникнуться его неторопливым ритмом — и затянет по самые ноги. И это при том, что почти все разговоры в картине сводятся к машинам — ощущение, что общаются с ними герои на одном языке. Перед нами классическое и ставшее культовым роуд-муви, в котором герои пересекают немалые расстояния из личных побуждений и согласно заключённому пари с автомобилем проигравшего на кону. Казалось бы, бодрящий и азартный сюжет, а в остатке у зрителя — воля, покой, гармония, умиротворение. И, уж точно, зависть к героям, которые строят свою жизнь по собственным правилам, не сворачивая с выбранного пути.