1974, Италия. Реж. Марио Бава
Малоизвестный (ввиду того, что 20 лет пролежал на полке из-за банкротства производителя), однако более чем достойный триллер, который некоторые критики назвали вершиной творчества легендарного хоррормейкера. Почти всё действие проходит в автомобиле несчастного отца с больным сыном, срочно нуждающимся в медицинской помощи, на руках — душераздирающий мотив, не способный оставить зрителя равнодушным. По воле несчастной судьбы, именно в эту машину врывается уходящая от преследования шайка бандитов. В финале зрителю уготовлен твист, которому позавидовали бы самые изощрённые сценарии.
Обаяние этой уморительной короткометражки — в страшно вращающем глазами и скалящемся злодее в исполнении
Чарли Чаплина, а также в «модной» автомобильной тематике. Для пребывающего во младенчестве кинематографа 1914 года съёмки автомобильной гонки означали бюджет близкий к запредельному. Тем более, что спецэффекты также присутствуют — клубы пыли, эффектные развороты, взрывы петард, да и сами праотцы гоночных болидов представляют отдельное зрелище. Гонки проходят при стечении великой толпы народа — живо, увлекательно и даже опасно, заставляя переживать за хрупкую девушку за рулем (добавим, что тема женщины за рулем раскрыта здесь безоговорочно в пользу прекрасного пола).
Герой этой картины, перегонщик автомобилей и ветеран вьетнамской войны Ковальски (самая известная роль
Барри Ньюмана), связан обязательством доставить роскошный белый Dodge Challenger 70-х годов — главную звезду фильма — к определённому часу из Денвера в Сан-Франциско. За превышение скорости Ковальски оказался под преследованием полиции. Из красивейших панорамных сцен этой погони черпал вдохновение Тарантино, снимая «
Доказательство смерти», и
Тарантино же «Исчезающая точка» обязана новым витком славы — ее восторженно обсуждали героини
Зои Белл и
Трейси Томс. К слову, Сарафьян снимал на основе реального случая — человек отказался от остановки по требованию полиции и погиб, врезавшись на полной скорости в полицейский блокпост.
Автомобильная тема всегда будоражила Рона Ховарда. Свою карьеру в полнометражном кино рыжеволосый мэтр начинал с «Большого автоограбления», по собственному сценарию и с собой же в главной роли. Согласно сюжету, девушка и её возлюбленный (собственно, Ховард) убегают на шикарном Роллс-Ройсе её отца от навязанного семьёй жениха в Лас-Вегас. За ними начинается массированная погоня родственников. Перед нами смешное, смелое и абсолютно безбашенное баловство, чистое удовольствие — пара дерзко угоняет автомобили, причем число пострадавшей, в том числе эффектно взорванной техники прирастает десятками. Киноиллюстрация лозунга «Бери от жизни всё».
Если составить «Топ-100 фильмов, способных удивить», «Дуэли» обязательно достанется в нём местечко. Несмотря на солидный возраст картины (больше 40 лет) и простейший, в общем-то, сюжет, который можно описать одним коротким словом — «погоня», он, выражаясь языком американских рецензий, absolutely breathtaking!
Преследующий героя в пространстве бескрайних дорог ржавый бензовоз-убийца с невидимым водителем, которым движут лишь ему известные мотивы — жуток, и с каждым его появлением по спине проходит холодок. Десятки триллеров с похожим сюжетом, созданные позже, не cмогли поймать этого ощущения вместе взятые. Ощущения абсолютной беспомощности перед Неведомым, какой бы смысл не вкладывался в этот — вне всякого сомнения, символичный — образ.
В 90-е выбор блокбастеров уровня «Скорости» был невелик, потому режиссёрский дебют оператора «
Крепкого орешка» и «
Основного инстинкта» Яна де Бонта с
Сандрой Буллок и
Киану Ривзом засматривался до дыр и пересматривается до сих пор. Несмотря на справедливые упреки в неправдоподобности, идея очень хороша — заставить автобус гнать от 80 км/час и выше, потому как при меньшей скорости его разнесёт взрывом заложенной под такие условия бомбы. Супердинамичный, c акцентом на внешнее действие, фильм смотрится на одном дыхании и вполне заслужил почётное 99 место в списке «100 самых зрелищных картин» по версии The American Film Institute. По сути, у поклонников лишь один номинальный повод для расстройства — в своё время от режиссёрского кресла «Скорости» отказался Квентин Тарантино.
Первое, что приходит на ум при упоминании единственного на сегодняшний день режиссёрского проекта Короля ужасов — его адский саундтрек. «
AC/DC», что называется, рулят. И рулят, причем без участия людей, ожившие (так подействовала упавшая комета) кинговские грузовики, вслед за взбесившимися предметами обихода — тему «внезапного» бытового травматизма много позже здорово обыграют создатели франшизы «
Пункт назначения». Пока же с ней резвится сам Кинг, и везет его героям, надо признать, не больше, чем героям «Пункта». Сам факт, что Кинг попробовал лично адаптировать свое произведение к экрану, вызывает интерес и уважение, однако большинство критиков сходятся на мысли, что попытка не слишком удалась. Отдадим творцу и его самоиронии должное: еще в трейлере он предупредил, что снял «мусорный фильм для придурков».
Будничный день нью-йоркского таксиста наводит на мысль, что его поприще — одна из самых выматывающих профессий на свете. Ещё бы, находясь под грузом собственных проблем, он ежедневно вынужден наблюдать серию истерик и прочих жизненных мини—спектаклей на заднем сидении своего автомобиля, которое клиенты, по-видимому, упорно путают с креслом психотерапевта. Человек участливый, наш герой всё принимает близко к сердцу, пропускает через себя, и даже пытается помочь. Всё-таки остались в наше время святые люди. А ведь ему ещё машину вести...
Их жизнь — дорога. Едешь — значит живёшь. К этому фильму лучше других из подборки подходит определение «фильм-настроение». Стоит проникнуться его неторопливым ритмом — и затянет по самые ноги. И это при том, что почти все разговоры в картине сводятся к машинам — ощущение, что общаются с ними герои на одном языке. Перед нами классическое и ставшее культовым роуд-муви, в котором герои пересекают немалые расстояния из личных побуждений и согласно заключённому пари с автомобилем проигравшего на кону. Казалось бы, бодрящий и азартный сюжет, а в остатке у зрителя — воля, покой, гармония, умиротворение. И, уж точно, зависть к героям, которые строят свою жизнь по собственным правилам, не сворачивая с выбранного пути.