НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Подборки
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Трус не играет в хоккей

    , 5
    К выходу в российский прокат фильма Николая Лебедева «Легенда № 17», посвящённого легендарному Валерию Харламову, мы решили изучить корневую систему советского и российского хоккейного кино. В ледовые баталии прошлых лет погружался Дмитрий Гнедич.

    «Хоккеисты» (1965)

    Реж. Рафаил Гольдин
    Первая «тройка» лидера чемпионата, московской «Ракеты», попадает в немилость к новому тренеру Лашкову (Николай Рыбников черпал вдохновение в образе великого Анатолия Тарасова). Тот проповедует принцип «победа любой ценой» и уверен, что ветеранов пора списывать, полагаясь на «молодых и голодных». Лидер команды Дуганов выступает против Лашкова, из-за чего оказывается вне игры в самый ответственный момент.

    Реакция на социальный заказ эпохи 1960-х, когда советский хоккей, благодаря триумфам на Олимпиадах и чемпионатах мира, окончательно становится не только спортом номер один, но и делом государственной важности. Фильмом про «рыцарей ледовых площадок» загорелся Владимир Басов, большой поклонник хоккея. За основу был взят рассказ Юрия Трифонова «Победитель шведов», из которого сам автор сделал сценарий. Басов лично занимался кастингом, сформировав звёздный актёрский ансамбль (Шалевич, Дуров, Глузский, Рыбников, Жженов, Ивашов, Леждей, Овчинникова) и даже успел снять несколько сцен, но потом переключился на съёмки «Метели», перепоручив режиссуру своему приятелю Рафаилу Гольдину. Сложив с себя режиссёрские полномочия, Басов не бросил «Хоккеистов», присматривая за работой, а на стадии монтажа, неудовлетворённый некоторыми моментами, переписывал сценарий и переозвучивал отснятое.

    «Жребий» (1974)

    Реж. Игорь Вознесенский
    Ещё одна история про «конфликт поколений» в хоккейной среде, с той лишь разницей, что в центре внимания не линия атаки, а борьба за место в воротах команды. Молодой и перспективный Виктор Голиков получает приглашение в первую команду страны. Период акклиматизации проходит тяжело, единственным, кто оказывает новичку всестороннюю поддержку, становится основной вратарь Кротов, «звезда» и многократный чемпион мира, чей век в спорте неумолимо приближается к концу. Голиков вытесняет Кротова из основного состава, но ветеран готов снова помочь команде, когда того требует игра.

    Советское спортивное кино со всеми его болячками и маленькими радостями, попавшее на экраны в аккурат к суперсерии матчей СССР-Канада. Авторы в силу объективной принадлежности ко второму эшелону отечественного кинематографа, выдают симпатичный (вероятно, дело в ностальгии), но проходной и причёсанный на пробор фильм, слегка перебарщивая с мелодраматизмом и недобирая в спортивном драйве. Игорь Кваша похож на великого Третьяка (тот к тому времени уже основной вратарь ЦСКА и сборной), Валентин Гафт в грустном образе бывшего игрока, прикипевшего к команде, а лучшую роль выдаёт Евгений Евстигнеев за отведённые ему 20 секунд.

    «Такая жёсткая игра — хоккей» (1983)

    Реж. Андрей Разумовский
    Новый тренер команды, деспотичный и никого не слушающий специалист, нарушает своими жёсткими методами сложившийся микроклимат. Отметая всякий человеческий фактор и любые проявления неформального взаимодействия, он несёт всем известные хоккейные лозунги в очень агрессивной манере. На защиту команды становится её капитан, ветеран Крынин, считающий, что бездумное подчинение воле тренера унижает ребят и вредит игре.

    В восьмидесятые окончательно ясно, что количество тем в советском спортивном кино колеблется в диапазоне от двух до трёх. Авторы фильма «Такая жёсткая игра — хоккей» становятся на рельсы главного проблемного аспекта спорткино — конфликта поколений и отношения к Игре, выдавая очередную «плановую» картину про хоккей и добиваясь какого-то прогресса по сравнению с теми же «Хоккеистами», несколько сгущая краски. Как и в «Хоккеистах», кровообращение фильма обеспечивает конфликт неформального лидера команды, капитана-ветерана, и авторитарного тренера, ломающего коллектив своим уставом. Конфликт универсальный и, так сказать, «рабочий», характерный для любой сферы человеческой деятельности. Так и есть, перед нами типичное производственное кино с лозунгом-названием и крепкими как шайбы актёрскими работами Владимира Гостюхина и Владимира Самойлова.

    «Валерий Харламов. Дополнительное время» (2007)

    Реж. Юрий Ковалёв
    Первый биопик о легендарном «номере 17» ЦСКА. Полуторачасовой рассказ о том, как из «гадкого утёнка» с проблемным здоровьем и дефектом речи вырос великий хоккеист и любимец публики. В фильме бесстрашно представлено всё «высшее общество» советского хоккея той эпохи, от Харламова, Михайлова и Третьяка до Тарасова и Тихонова.

    «Валерий Харламов» и Валерий Харламов стали заложниками избранного авторами нарратива, обусловленного, по-видимому, портом приписки этого телепроекта. Перед нами телефильм, обременённый всеми чертами «народного кино». Сам факт существования такого фильма — первого в истории российского кинематографа хоккейно-биографического — прощает ему многое: и несколько пасторальную атмосферу, и разбалансированный тон повествования, и актёрские работы, которые — ахиллесова пята проекта.

    «Миннесота» (2009)

    Реж. Андрей Прошкин
    История двух братьев-хоккеистов из провинциальной команды. Один живёт на максимальных скоростях — и в жизни, и на льду, второй — тихий малый и прирождённый бомбардир. С ними выходит на связь агент-искуситель, предлагающий контракт, НХЛ и ту самую Миннесоту.

    Неоднозначная драма Андрея Прошкина, которую одни любят за правду жизни и накал страстей, а другие приблизительно за это же, лишь предварительно поставив два эти словосочетания в кавычки, относят к чему-то истеричному и неоправданно сумбурному. Сценарий патриарха цеха Александра Миндадзе не сильно интересуется спортивной спецификой — хотя и регулярно «бьёт в кость», — а всё больше про русскую душу и окружающие её потёмки. Потёмки сгущены практически до состояния «чернухи».

    КОММЕНТАРИИ 5
    Ностальгия...
    Вот это круто!
    Советский мульт "Шайбу! Шайбу!" все равно все порвет !) А за обзор безусловно спасибо.
    а как же детская классика-вроде Электроника и "Воробей на льду"
    Еще можно вспомнить про "Москва слезам не верит" и "Брат 2" - там тоже тема хоккея присутствует.)

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.