1. «Чужие среди нас»
1988, США. Реж. Джон Карпентер
Нет ничего приятнее, чем созерцать мир сквозь розовые очки. А вот сквозь очки, случайно попавшие к герою «Они живут!» (так звучит оригинальное название фильма) — упаси бог. Дело в том, что эти стандартные на вид солнцезащитные окуляры демонстрируют то, что обычным глазам знать и видеть не положено. А именно — истинное (надо признать, довольно отвратительное) лицо правящего класса. Всего-то примерил очки — и вот на тебе, какое расстройство...
Как выяснилось, правители, представители ведущих СМИ и другие влиятельные персоны — не люди, а инопланетяне с планеты Андромеда, и их миссия — подчинять землян своей воле, массово и неощутимо для последних. К радости поклонников жанра, планируется ремейк этого легендарного фильма. В режиссёрское кресло метит Мэтт Ривз.
2. «Скрытый враг»
1987, США. Реж. Джек Шолдер
Динамичный (для 80-х — так просто реактивный) фантастический боевик, в котором, во времена его выхода, вcё казалось «слишком» — погони, аварии, перестрелки, ну и «вот, вот оно, началось!», то бишь следы инопланетного вторжения.
Жители Города Ангелов не в себе. В прямом смысле. Здешний мерзавец, названный в слогане «новой породой преступника», способен вселиться в любое тело, не побрезговав и тельцем собачки. Детектив в исполнении Майкла Нури и его странноватый напарник (молодой Кайл МакЛахлан, только-только открытый Линчем в «Синем бархате») вступают в схватку со злом под забористый хэви-метал. «Скрытые» — это Ferrari с убийцей-психопатом за рулем» — сказал Дерек Адамс из американского «Тime Out».
3. «Ключ от всех дверей»
2005, США-Германия. Реж. Йен Софтли
Можно ли обойтись без спойлеров, описывая данный фильм — большой вопрос. Недолго мучилась старушка — ей повстречалась Кейт Хадсон и она сочла девушку достойной оболочкой. Кейт так, разумеется, не считала, но кто бы поставил в известность простую медсестру, которая пеклась о комфорте парализованного пожилого мужчины в удаленном поместье посреди болот Луизианы? Как говорится, не делай добра...
А потом отовсюду полезет вуду... «Обряды стали частью жизни каждого из обитателей Луизианы. Кое-кто из членов нашей группы своими глазами видел дорожки из кирпичной пыли, насыпанной перед дверьми, как оберег от зла» — закручивал интригу Софтли в интервью по случаю выхода картины.
4. «Пыль»
2005, Россия. Реж. Сергей Лобан
Пухлый герой Алексея Подольского исполнил роль «пылинки», читать — «маленького человека», который после участия в секретном эксперименте оказался, как ему кажется, в поджаром теле качка. И так приятна герою эта трансформация, и настолько облюбовал он новый стан, что реакция на завершение эксперимента напоминает истерику взбесившейся бабёнки! Поманили конфеткой — и отобрали её. Мир героя перевернулся. Забрать «новое» тело насовсем — эта идея его сжирает, ею он одержим, в его никчёмной жизни впервые зарделась цель.
Забрать — даже под страхом смертельной дозы излучения. Финал остается открытым, а сам фильм сплошь поле для размышлений — слишком много пищи он для этого даёт.
5. «Нечто»
1982, США. Реж. Джон Карпентер
По-настоящему страшное кино 80-х, чего только стоит «бешеная капуста» — цветок из собачьих языков в зубастом обрамлении, от которого кровь стынет в жилах. В тела участников мирной научной антарктической экспедиции потихоньку вторгаются алиены (параллели с вышедшим тремя годами ранее «Чужим» Ридли Скотта, неизбежны и очевидны), причем отличить вчерашних друзей от нечисти, скрывающейся в человеческой оболочке, совершенно невозможно.
На сегодняшний день спецэффектами, обильно заимствованными из Скотта, Кэмерона («Чужие») и Карпентера, мало кого удивишь. Недавняя попытка Маттиса ван Хейнигена-мл. снять одноименный приквел фильму-легенде не слишком удалась и даже не отбила бюджет, но настроения зрителям, погрузившимся в ностальгические настроения, сильно не испортила.
6. «Слизняк»
2005, США-Канада. Реж. Джеймс Ганн
Автор и активный участник мини-сериала «Порно для всей семьи», красочно расписывающего будни индустрии, и сценарист ремейка «Рассвета мертвецов» Джорджа А.Ромеро — Джеймс Ганн удачно экспериментирует с жанром комедии ужасов. Обращение практически ко всем лучшим образцам фантастики с инопланетными гостями (и не только) тут скомпилировано на редкость талантливо.
Сюжет оригинальностью не отличается: неудачно (для героя) упавший метеорит — и вот тварь из космоса уже облюбовала местечко в его груди, а сам он стал прямой и явной угрозой окружающим. Внешность тоже изменилась не в лучшую, мягко говоря, сторону. Жертв будет много, но финал предопределен — могучая кучка противоборцев одерживает верх, однако не без саркастичного и недоброго режиссерского подмигивания, вынесенного аж за финальные титры.
7. «Факультет»
1998, США. Реж. Роберт Родригес
Кому в юности не казалось, что их преподаватели немного не от мира сего? Студентам родригесовского «Факультета» — молодым да зеленым Джошу Хартнетту, Элайдже Вуду, Джордане Брюстер, Клеа ДюВаль — в этом плане ну совсем не повезло: их наставники — инопланетяне! Прощай, детство! Обычные подростковые проблемы и радости уходят на второй план, необходимо сплачиваться, несмотря на явное нежелание некоторых.
Почерк сценариста Кевина Уильямсона здесь более очевиден, чем режиссёра Родригеса. Однако благодаря последнему удалось поиронизировать, поиграть с популярной темой, вписав cвоё сочинение в историю молодежного хоррора. Что менее масштабной фигуре было бы не под силу.
8. «Вторжение похитителей тел»
1958, США. Реж. Дон Сигел
Культовый фильм Сигела о жителях маленького городка, которые перестали узнавать своих близких, выдержал уже три ремейка, последний из которых — «Вторжение» Оливера Хиршбигеля, с позеленевшими от волнений Николь Кидман и Дэниэлом Крейгом.
Фильм поистине вечный, cмотреть его сегодня, несмотря на зрительскую избалованность, означает получать те же эмоции, что и более чем полвека назад. Cаспенс, удивительная внутренняя динамика здесь выходят на первый план. И никаких спецэффектов, тут они представляются вовсе ненужными. Роман «Похитители тел» писателя-фантаста Джека Финнея, по которому снимал Сигел, увидел свет лишь годом ранее выхода экранизации.
9. «Паранормальное явление»
2007, США. Реж. Орен Пели
Идиллия молодой пары в их новом доме в Калифорнии нарушена: супруга как-то подурнела в лице, пообмякла и лежит мешком в кровати с сизыми синяками неизвестного происхождения на теле, периодически рисуя всякую гадость, напоминающую Ведьму из Блэр. Все это довольно страшно, конечно, особенно если учесть, что с приходом сумерек тело девушки живет своей непроизвольной жизнью, которую фиксирует камера ночного видения. Медиумы бегут из дома под самым неблаговидным предлогом, а то и вовсе без оного.
Последующие два продолжения одной из сверхуспешных франшиз последних лет — на уровне, а вот квадриквел подкачал и скорее напомнил японский спин-офф «Паранормальное явление: Ночь в Токио». Посмотрим, что принесет нам часть пятая, которая, по уже сложившейся традиции, выйдет в ноябре.