«Судороги»
1975, Канада. В ролях: Пол Хэмптон, Джо Силвер, Линн Лоури, Алан Колман
Полнометражный дебют Кроненберга — классическое B-movie, с содержательной точки зрения мало чем отличающееся от многочисленных представителей популярного в 70-х формата «грайндхаус». Безумный учёный выводит новый вид паразита, вызывающий у людей приступы сексуального влечения и жестокости. Несмотря на шаблонность сюжета и сомнительные актёрские работы молодому режиссёру удаётся создать на экране нужную атмосферу, превращающую формальный хоррор в подобие экзистенциальной драмы.
«Бешеная»
1977, Канада. В ролях: Мэрилин Чэмберс, Фрэнк Мур, Джо Силвер, Линн Дерагон
Переосмысление вампирской темы в антураже малобюджетной, второсортной фантастики. В результате употребления экспериментальных препаратов у девушки под мышкой появляется странное отверстие, из которого время от времени вылезает жало, требующее крови невинных жертв. В главной роли — порнозвезда Мэрилин Чэмберс.
«Сканнеры»
1981, Канада. В ролях: Дженнифер О’Нил, Стивен Лак, Патрик МакГуэн Майкл Айронсайд
Первый фильм Кроненберга, обретший статус культовой классики. Сканнеры — люди с врождёнными экстрасенсорными способностями, умеющие убивать силой мысли. За противостоянием «хороших» и «плохих» сканнеров без труда считывается социальный подтекст и аллюзии на «Холодную войну» между СССР и США. Одна из лучших ролей выдающегося артиста Айронсайда.
«Видеодром»
1983, Канада. В ролях: Джеймс Вудс Дебора Харри, Соня Смитс, Питер Дворски
Пророческий фильм об изменениях медийного пространства и влиянии средств массовой информации на сознание людей. Пожалуй впервые Кроненберг столь отчётливо и артикулировано рассуждает на свою излюбленную тему — трансформация во всех своих формах и проявлениях.
«Автокатастрофа»
1996, Великобритания, Канада. В ролях: Джеймс Спейдер, Холли Хантер, Элиас Котеас, Дебора Кара Ангер
Экранизация культового романа Джеймса Балларда. Специальный приз Каннского кинофестиваля с формулировкой «За мужество, смелость и оригинальность». И до этого небезразличный к сексуальным девиациям Кроненберг, доводит здесь свои исследования до возможного предела.
«Экзистенция»
1999, Великобритания, Канада. В ролях: Дженнифер Джейсон Ли, Джуд Лоу, Сара Полли, Уиллем Дэфо
Спустя 16 лет после «Видеодрома» режиссёр вновь исследует тонкую грань между реальностью и фантазиями, порождёнными не столь человеческим сознанием, сколь высокотехнологичными механизмами. Имея к этому моменту опыт экранизации Уильяма С. Берроуза («Обед нагишом»), Кроненберг справляется с поставленной задачей без видимого труда. В этом же году вышла «Матрица» братьев Вачовски. В некотором смысле, фильм Дэвида — это «Матрица» для взрослых.
«Оправданная жестокость»
2005, Германия, США. В ролях: Вигго Мортенсен, Мария Белло, Эд Харрис, Уильям Херт
Начало плодотворного сотрудничества с артистом Мортенсеном. 32-миллионная (!) экранизация знаменитого комикса (!!). Пользуясь благосклонностью руководителей Warner Bros., Кроненберг предпринял ещё одну попытку исследования человеческой психики, на этот раз — в одноэтажной Америке.
«Порок на экспорт»
2007, Великобритания, Канада. В ролях: Вигго Мортенсен, Наоми Уоттс, Венсан Кассель, Армин Мюллер-Шталь
Криминальная история о жизни русских бандитов в Лондоне оборачивается предметной критикой столицы Великобритании и точечными замечаниями о человеческом траффике из неблагополучной Восточной Европы в Европу Западную. Образ татуированного с ног до головы Мортенсена надолго остаётся в памяти, а привычная в таких случаях «клюква» из серии водка-балалайки совсем не режет глаз и почти незаметна.
Для таких творцов как Дэвид Кроненберг 70 лет — не возраст. Хочется верить, что творческий запал у этого великого канадца ещё не иссяк. Ведь каждый его новый фильм — это не просто повод для просмотра, но и повод для размышлений о многих непростых, но очень важных вещах.
Кроненберг еще и в эпизодических ролях появлялся (если кто не знал). "Джейсон Х", "Воскрешение"(в этом фильме в роли священника!).
Поздравляю!