НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Ожидания
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Скоро сказка сказывается...

    , 17
    Через неделю в российском прокате стартует фильм Брайана Сингера «Джек — покоритель великанов». Мы попытались разобраться в богатом культурном наследии экранизированной сказки.

    Американскому дислексику Брайану Сингеру уже довелось снять несколько фильмов, которые смотрел каждый. Это и «Подозрительные лица» — чья непредсказуемая концовка уже давно превратилась в одну из самых предсказуемых по той простой причине, что последнюю сцену фильма успели процитировать, спародировать и пересказать несчетное количество раз. И первые две части «Людей Икс», которые вернули моду на комиксоиды и вывели в люди Хью Джекмана


    Хорошо или плохо то, что имена Кайзера Созе и Росомахи известны большему числу людей, чем фамилия самого Сингера, — вопрос сложный. Интересно будет посмотреть, изменит ли хоть что-то очередной — большой и дорогостоящий — проект режиссера: «Джек — покоритель великанов». Сам Сингер видит «Джека» первым кирпичиком в очередном «возрождении»: «Я принял участие в возрождении кинокомикса, пришло время возродить киносказку». 

    Историю про Джека, которого угораздило обменять последнюю корову на волшебные бобы, дающие побеги до небес, и благодаря этому разбогатеть, знали наизусть многие поколения англичан. От Шекспира, который вложил в уста Эдгара («Король Лир») цитату из речи гиганта, учуявшего близость «английского духа», — до сценаристов сериала «Друзья», обратившихся в одной из серий к «бобовой» метафоре. 
    #{quote=12}На протяжении XX столетия бессмертную сказку экранизировали неоднократно. Первую попытку приспособить историю Джека к новым выразительным средствам предпринял Эдвин Портер (автор этапного прото-вестерна «Большое ограбление поезда»). Любопытно, что Портер уже в 1902 году попытался провернуть трюк, который веком спустя был успешно осуществлен на съемочной площадке «Властелина колец», — с помощью правильного ракурса камеры создать иллюзию огромной разницы в росте. За Портером последовал Уолт Дисней, заменивший Джека неизбежным Микки, и многие другие. 

    Думается, у каждого из миллионов людей, с детства знакомых с историей Джека и великаньего семейства, есть свое представление о том, как выглядят основные персонажи и локации этой истории. Сингер же с компанией, судя по всему, ориентировался на фильм 1962 года «Джек — убийца великанов» режиссера Натана Юрана. На фоне культовых сай-фай-творений того же автора, вроде «Атаки 50-футовой женщины» и «Мозга с планеты Ароус», слава «Джека» в киноманских кругах со временем немного померкла. Но его все равно принято считать своего рода классикой: режиссерский талант Юрана, как полагают некоторые, достиг своего апогея именно здесь. Представляет интерес и продюсерская хватка — ведь фильм, заимствуя необходимый сюжетный каркас из сказки, беззастенчиво копирует удачные сюжетные перипетии хитового «Седьмого путешествия Синдбада», созданного четырьмя годами ранее тем же Юраном. Обаятельные спецэффекты и завуалированные отсылки к эстетским фильмам Кокто прилагаются. 

    Важная оговорка: строго говоря, средневековые жители Британских островов придумали сразу две взаимодополняющие сказки про Джека. Это «Джек и бобовое зернышко» и «Джек — убийца великанов»: усилиями переводчиков в русскоязычном названии фильма Сингера убийца превратился в покорителя (в оригинале видим даже не оригинальное «killer», а еще более брутальное «slayer»). 

    «Убийца» — чуть более сложная история, чем «Бобовое зернышко»: фактически, это развернутый сюжет мифологического толка, примыкающий к артуровскому циклу. Джек здесь, не стесняясь, орудует мечом направо и налево, довольно изощренными способами уничтожая целую прорву гигантов; одного он к тому же еще и грабит, получая в итоге не банальные мешочки с золотом, а целый набор магических артефактов. В финале безжалостный герой, победив самого неприятного из монстров, берет в жены спасенную герцогскую дочку. 

    По сюжету нового «Джека», герою фильма также предстоит совершить путешествие, конечной целью которого станет принцесса, а перевалочными пунктами — сражения со множеством монстров. Сингер успел проговориться, что на его работу повлияли и самые жестокие традиционные сказки (к таковым «Джек и зернышко» не особенно припишешь, а вот «Джек — убийца» относится в полной мере), и творчество выдающегося мастера спецэффектов Рэя Харрихаузена (одна из самых известных его работ — вышеупомянутый «Синдбад»). 

    Важно иметь в виду, что создатели «Джека» поддались повальной моде на реализм: Сингер утверждает, что попытался восстановить «реальные события, которые могли бы произойти и лечь в основу сказки». Получилась, видимо, сказка, создатели которой хотят исторического правдоподобия, но все равно не могут себе позволить обойтись без гигантов. 

    Модный ныне реализм кое-как можно приладить к комиксоидному жанру (который все равно рассказывает нам о нашем мире, даже если Лос-Анджелес переименован в Готэм) или к бондиане. Совсем не факт, что этот трюк сработает с фэнтези. Суть жанра — и суть тех самых волшебных сказок, из которых он вырос, — в том, что нам не нужно укладывать в голову логически правдоподобное объяснение появления великанов. Средневековый Джек-убийца великанов обитал в Англии, путешествуя по которой, встретить лягушку или агрессивного великана можно было с равной долей вероятности. Нынешему Джеку придется сложнее — ему нужно будет поначалу осознать тот факт, что гигантские существа — вовсе не плод человеческого воображения. 
    #{quote=13}С этим он, впрочем, долго возиться не будет. Главный герой в исполнении молодого трудоголика Николаса Холта проращивает злополучные бобы, знакомится с принцессой и немедленно ее теряет. Далее начинается битва великанов за давным-давно утраченную Землю (чем их, спрашивается, не устраивала жизнь на облаках), которая, будем надеяться, и займет большую часть хронометража. Злодеи, гигантские и не очень, смотрятся эффектно; голову одного из них изображает Билл Найи, предателем-узурпатором станет не менее прекрасный Стэнли Туччи. На стороне добра, помимо главного героя с его комсомольским задором, — Юэн Макгрегор со смешной прической. 

    Несмотря на то, что первые анонсы «Джека» сообщали о «взрослом прочтении сказки», в это как-то совсем не верится. Куда больше веришь самому Сингеру, который в интервью вдохновенно вещает: «Теперь я понимаю, почему Земекис и Кэмерон в таком восторге от технологии захвата движения». Режиссер не соглашается с привычными жалобами актеров, которые не любят играть перед синим экраном, пугаясь монстров, которых не видишь. По Сингеру, эта методика, напротив, позволяет вернуться в детство и вновь представить себя играющим в детской комнатке — которую ты увеличиваешь в размерах и населяешь всевозможными тварями исключительно силой собственного воображения. 

    Режиссеру побег в детство явно доставил удовольствие — другой вопрос, захотелось ли зрителям его разделить. Первая неделя проката «Джека» дает на этот вопрос довольно неутешительный ответ. В течение последовавшего за премьерой (1 марта) уикенда фильм Сингера собрал в США чуть более $28 млн, что на фоне почти двухсотмиллионного бюджета выглядит очевидным провалом. К настоящему моменту, то есть к середине месяца, «Джек» далёк от окупаемости. Сводить концы с концами картина будет за счёт продажи телеправ и DVD. 

    Ко всему прочему, сдержанно к новому творению Сингера отнеслись и критики. Их усредненная оценка в чем-то пересекается с неутешительными прокатными цифрами: в большинстве своем рецензенты сошлись во мнении, что фильм «крепкий, но не более того». Джеймс Берардинелли назвал картину «затянутой и недоделанной», и даже Роджер Эберт, который в последние годы, кажется, завел себе привычку никого не ругать, возмутился отсутствием «женщин-гигантов и детей-гигантов». 

    Эта же претензия, если ее обобщить, возникает у всех первых зрителей картины: фильму не хватает «души». Ровно то же самое можно поставить в упрек последним творениям Кэмерона, на которого Сингер вознамерился ориентироваться, — но, увы, без обескураживающих коммерческих достижений первого.

    другие Ожидания

    Знакомимся с новинками месяца и напоминаем о возвращении старых хитов — в июле финиширует «Лучше звоните Солу», уже закончился 4-й сезон «Очень странных дел», выходят 4-й сезон вампирского мокьюментари «Чем мы заняты в тени» и 3-й сезон бостонской криминальной драмы «Город на холме».

    Знакомимся с новинками месяца и напоминаем о возвращении старых хитов — в июне выходят третий сезон «Пацанов», третий сезон «Академии "Амбрелла"» и четвертый сезон «Мира Дикого Запада».

    Представляем майские новинки, а заодно напоминаем о возвращении старых хитов — помимо новых сериалов, в этом месяце выходят первая половина четвертого сезона «ОЧЕНЬ СТРАННЫХ ДЕЛ» (27 мая) и третий сезон анимационного сайфая «ЛЮБОВЬ, СМЕРТЬ И РОБОТЫ» (20 мая).

    КОММЕНТАРИИ 17
    Захотелось Натана Юрана пересмотреть после статьи. А "Джека" не жду. Хорошая там сказка или плохая у Сингера получилась, не очень интересно.
    Фильм будет чуть ниже среднего. Больше нечего от него ждать.
    Да от Сингера чего-то ждать...не дождешься.  Ну за "Хауса" если только спасибо, все. 
    А как же "Usual Suspects"?
    funcat, там сценарий изумительный, а снять на порядок получше можно , так чуть тв-фильм не получили по сути. Представьте, что молодой Финчер, например, мог бы сделать с этим в свое время.
    Финчер сделал бы "по гламурнее", что по мне не очень хорошо.
    Вы путаете другой уровень качества и хороший стиль с блестящей оберткой, понимаю о чем вы, но не тот случай.

    Ну лично я претензий к фильму не имею. Там всё сделано на совесть. От монтажа до режиссуры. А сюжет вообще шикарный. 

     

    А что вы имели ввиду под "чуть тв-фильм не получили"? Там же бюджет 6 млн. дол.

    Шикарный сюжет, слабая реализация, но сценарий свое дело сделал, отсюда и успех у фильма, но очевидных заслуг режиссера тут нет. А могла бы получится совсем бомба. 
    Дело не в бюджете, а в стилистике. Кстати 6 млн. это не так мало в 95 году было.
    Вот кто-кто , а Финчер и гламур - понятия несовместимы. Все его фильмы это жизнь в полутонах и никаких хеппи-эндов. Действительно, очень интересна его версия "Подозреваемых."

    funcat,

    несовместимы. Ага, особенно "Социальная сеть" :) 

     

    Я возможно чуточку неверно высказался. Имел ввиду разнообразные визуальные примочки, которыми он напихивает свои фильмы ("Зодиак" исключение). То есть по моднее что ли. Мне этот стиль нравится, но вот в "Подозрительных лицах" он был бы не к месту. Но это всего лишь мое мнение.

     

    СПОЙЛЕРЫ!!!

    По поводу хеппи-эндов, не согласен. Бойцовский клуб, Игра, Комната страха, Социальная сеть. "Девушку с..." можно с натяжкой в этот список всунуть, как и Зодиак.

    Reylan_Givens,  позвольте уточнить, речь исключительно о молодом Финчере из 90ых, и "подозреваемым" некоторые залихватские кульбиты (словосочетание сперто с киномании) точно не повредели бы. Но что снято, то снято. В любом случае к этому фильму не раз еще каждый вернется, но все же в первую очередь из-за отличной истории.

    Мне как фанату этого фильма (и особенно Кайзера Сузе - гений), действительно не понятны ваши претензии)) Закроем тему:)

     

    Что касается следующих работ Сингера, то они явно чуть хуже дебютного кина. Особенно "Мужчина в красных труселях".

     

     

    Разделяю с вами саму историю на все 100 % , картинку не совсем :) 

    >> В любом случае к этому фильму не раз еще каждый вернется... 

     

    Ага, еще наверняка ремейк сделают:)

     

     >>исключительно о молодом Финчере из 90ых 

     

    Тот Финчер был мне ближе. Сейчас немного не то)

    Ну если в золотые руки я  только за ) С другой стороны все оригинал знают и помнят, для такого жанра рановато, думаю, римейк делать. И на этот раз вся экранизация должна торкать тогда, а не только некоторые моменты и финал.

     Да, тогда был бунтарь, сейчас, к сожалению, академик.
    Можно сиквел снять. Герой Чазза Пальминтери охотится за Кайзером, который в очередной раз сделал пластическую операцию:)

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.