1. «Кружевница»
1977, Франция. Реж. Клод ГореттаБедняжка Помм (юная Изабель Юппер), как мало счастья выпало ей в жизни. Когда возлюбленный — перспективный студент из состоятельной семьи — предложил ей, простой помощнице парикмахерши, жить вместе — она и радости-то своей показать не смогла. Такие редкие натуры, как она, держат все внутри. Франсуа был не терпелив, ничего не разглядел, да и не желал этого. «Тебе скучно со мной, я же вижу!» — восклицает он, объявляя о разрыве. Хотя, на деле, ему самому отчаянно скучно с ней — молчаливой, немодной, несветской, не амбициозной. Непонятой и нераскрытой. Разве вот любящей — всем своим существом без остатка. Грустная, горчайшая история о несовпадении.
Появление ребенка — не всегда безоблачное счастье, но всегда испытание для молодой пары. Проверка на прочность по всем фронтам. Бельгийцы Жан-Пьер и Люк Дарденн, в свойственной им гиперреалистичной манере, рассказывают историю маргинальной молодой пары, которая к родительству оказалась никак не готова. И если девушку ориентирует стремительно пробудившиеся материнский инстинкт, то у молодого отца (Жереми Ренье) стучит в висках, что затронута их свобода и независимость. Ответственность — это не про него. Кражи, мошенничества — жизнь текла cтихийной рекой, вольная и непривязанная. А тут — ребенок. Радикально искоренить «проблему» не удается, и дитя-отец проходит пару адских кругов, чтобы впервые совершить взрослый поступок, подарив зрителю катарсические ощущения в финале, а «отцам» фильма — очередную «Золотую пальмовую ветвь».
3. «Городской романс»
1970, СССР. Реж. Петр ТодоровскийОни влюбились стремительно, и девушка, свеженькая и наивная провинциалка с огромными распахнутыми глазами, перевезла к нему вещи. Украсив собой его холостяцкий быт, она резво и немного по-матерински принялась обустраивать совместную жизнь. Эта-то стремительность и стала вскоре тяготить более взрослого героя Евгения Киндинова. От её заботы — поел ли он, надел ли шарф, не забыл ли перчатки, ее наивность и сонмы вопросов, ее задорный смех не всегда к месту — он растерялся. Все поняв, она ушла. Чтобы, спустя месяцы, в момент душевного смятения, истово жать звонок его двери. Где он, все обдумавший и, наконец, повзрослевший, ждет ее и уже не отпустит. Лиричнейший фильм о том, как трудно порой поверить в то, что счастье рядом.
4. «Босиком по парку»
1967, США. Реж. Джин СаксДжейн Фонда — хорошенькая взбалмошная эгоистка, и Роберт Рэдфорд, — сдержанный молодой юрист, составили пару нью-йоркских молодоженов в этой оптимистичной комедии по ставшей классикой пьесе Нила Саймона. Градус чувств между влюбленными чрезвычайно высок, их ссоры столь же страстны, как и примирения. Каким-то неуловимым образом режиссеру удается вселить в зрителя уверенность, что, даже когда эйфория и страсть схлынут, эти двое будут вместе. Ведь они так причудливо и удивительно дополняют друг друга. Must see для пар, которые тревожатся по любому поводу — как решиться съехаться, как наладить совместный быт, как быть, если двое такие разные... Все преодолимо, во всем можно найти положительную сторону. Даже дыра в потолке — не только расстройство и источник стужи, но и возможность, обнявшись, любоваться звездами.
5. «Энни Холл»
1977, США. Реж. Вуди АлленБолтушка Вуди Аллен увлечен «разбиранием Гарри» (которого здесь зовут Элви Сингер) и его любовной победы — начинающей певицы Энни Холл (Дайан Китон. Холл — ее настоящая фамилия). Наш удел — тихонько подсматривать за их недолгим (и вполне имевшим место в реальности) опытом совместной жизни и размышлять о том, как же это непросто — двум отчаянно талантливым творческим людям жить вместе. Ведь параллельно с романом происходит стремительный и неровный, требующий сверхэмоций карьерный рост. В определенной степени, несмотря на трения (Вуди Аллен, как известно, тот еще невротик, а Дайан Китон в меру легкомысленна и капризна), они катализировали друг друга, но лампочка не выдержала накала — очень разные, они буквально вынуждены были разъехаться спустя несколько месяцев, продолжая любить друг друга, но любить уважительно к понятию «творческая и личная свобода». Говорить о неудачном романе в их случае было бы безмерно глупо — неудачные романы не выливаются в итоге в одну из лучших и самых цитируемых иронических комедий об отношениях в истории кинематографа.
6. «Лето с Моникой»
1953, Швеция. Реж. Ингмар БергманБергман, времен начала своего творческого пути, рассказал простую, почти банальную историю о любви двух разных людей — чувственной Моники и Гарри — типичного «хорошего мальчика», однако с характером, едва только начавшего выбиваться в люди. Они оказались, что называется, на одной волне — вообразили себя уставшими от банальности окружающей действительности (устала скорее Моника, но Гарри подхватил — ради нее от был готов на всё), от нелюбимой работы, навязчивых родственников. И пришел порыв удалиться от мира — поселиться на крохотной яхточке в попытке найти свой маленький рай.
Однако отшельничьей романтики хватило от силы на пару месяцев. Их лето подходит к концу — и перед нами два голодных оборванца, ворующих яблоки за заборами усадеб. Вдобавок Моника сделалась беременной. Гарри готов был перевернуть мир, а ей от этого уже скучно. Ребенок сделал ее жизнь банальной и приземленной, ее это не устраивает, она в поиске... Во время просмотра фильма преследует мысль: до чего же все это узнаваемо!
7. «37,2 утром»
1986, Франция. Реж. Жан-Жак БенексСумасшедшая Бетти (дебютантка Беатрис Даль) — это настоящая стихия, редчайшее существо, девица-ребенок, у которой горит земля под ногами. Страстная до исступления натура. Жить с такой под одной крышей — упаси бог, но тут — любовь... Зорг тоже горяч и смел, но таковым его делает Бетти. Его жизнь была ничем не примечательна до встречи с этой удивительной девушкой. Подработки, физический труд... А он — писатель, творец, уверена Бетти, обнаружившая и прочитавшая его полузабытую рукопись. Поэтичный фильм Бенекса — о том, как любимый человек способен разрушить до основания наш мир и создать новый. О чуде любви.
8. «Развод по-американски»
2006, США. Реж. Пейтон Рид«Развод по-американски», по сути, ничем не отличается от десятков американских ромкомов. Разве что тут особенно скрупулезно разбирается совместный быт новоявленных супругов, и во главу сюжета возносятся бытовые терки, вроде некупленных лимонов, разбросанных носков и споров, кому мыть посуду. Одно к одному, и упертые супруги втягивают в разборки сторонников в лице друзей и членов семей. Cудя по окупаемости, смотреть на себя со cтороны зритель идет охотно. Чем радует фильм, так это концовкой. Личный комфорт и покой все же должны быть важнее видимости брака. А остатки нежности друг к другу позволят бывшим супругам оглядываться в совместное прошлое без ненависти — что уже немало.
9. «Белая масаи»
2005, Германия. Реж. Гермина ХунтгебуртБанальная курортная «искра» — и европейка бросает все блага цивилизации, включая проверенного жениха, и ищет в кенийских степях поразившего её экзотического воина племени масаи. По счастью, тот совсем не прочь жениться на страстной белокурой фрау, и вот тут начинается самое интересное. Привыкшая к комфорту, Карола (Нина Хосс) оказывается в выжженной солнцем пустыне, под открытым небом (почти буквально), в окружении вновь обретенных чернокожих родственников — симпатичных, но диковатых, с которыми и изъясниться-то проблема. Приходится заново строить свою жизнь, камушек за камушком. Сможет ли любовь, вопреки всему, сделать её счастливой? Перед нами реальная история женщины, по одноименному роману которой создан этот фильм. Очень сильной и по-настоящему отважной женщины.