Добрался-таки до «Красного штата», посмотреть который, с одной стороны, было необходимо, а с другой, ну, боязно немного. Кевин Смит, вне всяких сомнений, талантливый и неглупый комедиограф, а тут — секта, стрельба, схуднувший Гудман, великий Майкл Паркс с фактурной бородёнкой. Но задним числом, после просмотра, понятно, почему фильм Квентину Тарантино по душе пришёлся. Это же, в сущности, тот самый формат, с которого он сам начинал: очень локальная история, но с рядом далеко идущих выводов и параллелей.
Отбросив добродушное зубоскальство, Смит с размаху бьёт по болевым точкам американского общества, прибегая к услугам нехитрой, но работающей метафоры. Пресловутая «одноэтажная Америка» показана здесь без прикрас и голливудского лоска. Режиссёр сталкивает две различные системы координат (монолог Паркса про гомосексуалистов и Страшный Суд заслуживает заучивания наизусть), но ловко избегает однозначных ответов. Строго говоря, перед нами схема, черновой рисунок, набросок. Однако этого вполне достаточно. Смит берёт не глобальностью поднимаемых проблем, а отточенностью формулировок и правдивостью деталей. В конечном счёте, «Красный штат» — не более чем эскиз. Но чертовски талантливый, живой, настоящий.
Вне всяких сомнений, дополнительного смысла всей этой истории придаёт тот факт, что картину снял человек, до этого прослывший балагуром и милым, местами пошлым весельчаком. Это сродни тому, как проработать полжизни водителем мусороуборочной машины, а потом заняться живописью. Причём вполне успешно. Есть в этом какая-то красота самого жеста. Для полного счастья Смиту сейчас нужно вернуться в родную стезю, и снять что-нибудь непритязательное и даже глупое. Что он умеет, когда захочет, мы уже знаем. А большего, собственно говоря, и не требуется.
А по-моему, Смиту нужно сдержать слово сейчас, дабы не прослыть голословным