На этой неделе в прокат выходит «Служанка» Им Сан-Су, и о ней в соответствующем месте («АртКиноМания») ближе к премьере появится текст, а здесь и сейчас стоит вспомнить оригинал Ким Ки-Ёна 1960 года.
«Служанка» Ки-Ёна очень часто в жанровых разнарядках проходит как хоррор. Часто слышатся сравнения с «Психо» Хичкока и «Дьяволицами» Клузо. И это, с одной стороны, вполне корректные аналогии (в большей степени с Клузо, нежели с Хичкоком), а с другой, полуправда. Если вдуматься, Ки-Ён снял производственную драму, намешав туда всего понемногу и отовсюду.
В семью учителя музыки устраивается работать горничная. Миловидная, но немного странная девушка. Она явно не любит детей и с подозрением относится к супруге хозяина дома. После мимолетного адюльтера с учителем она начинает его шантажировать, нежданная беременность добавляет силы ее аргументам и угрозам. Жена, тоже женщина в положении, уговаривает служанку сделать аборт. Та соглашается, но после операции начинает вынашивать план по уничтожению всей семьи.
Явная оппозиция «мужчина – женщина» затмевает менее очевидную «работодатель – работник». По хорошему, если оставить за скобками явную мизогинию Ки-Ёна, «Служанка» могла стать любимым фильмом профсоюзного движения всех стран. Строго говоря, девушка отстаивает свои права, находясь в золотой клетке двухэтажного особняка, в семье, где муж и жена откладывают на покупку телевизора (невиданная роскошь для конца 50-х). Да, в какой-то момент в ход идут мышиный яд и прочие не совсем хорошие вещи, но тому есть вполне сносное оправдание.
Ки-Ён использует запрещенный прием, в итоге оставляя зрителя в дураках, но одновременно снимая все копившиеся во время просмотра претензии (скажем, у героев есть привычка говорить о находящемся рядом человеке в третьем лице, делая вид, что он их не слышит). Для 1960 года – ловкий трюк, о котором наверняка не раз размышлял сэр Альфред.
Во всей этой истории, конечно, есть здоровая доля наивности, но для своего времени это был безусловный прорыв. Начиная с заявленной темы и заканчивая уровнем реализации. Странно, что до римейка благодарные потомки додумались только к 2010 году.
Так совпало, что смотрел кино где-о неделю назад, дабы соблюсти хронологию в плане оригинал-римейк. Особое ощущение конечно оставляет концовка, которая немного бьет под дых, а вообще реализация и правда отличная, учитывая, что режиссер гоняет актеров как в театре вокруг стульев, используя всего 3-4 комнаты и при этом оператор не устает выдавать сочные планы.