Посмотрел на днях «Поезд "Сансет Лимитед"» Томми Ли Джонса, снятый для HBO. То, что мистер Джонс не только замечательный актер, но и талантливый режиссер известно стало не вчера. Однако, справедливости ради стоит признать, что данный проект в первую очередь интересен не именем постановщика, а именем сценариста. Таковым выступил писатель Кормак МакКарти, который, очевидно, в дополнительных представлениях и биографических справках уже не нуждается. Фильмы по произведениям МакКарти (вспомним Коэнов и Хиллкоата) радовали не только глаз, но душу и сердце, а если уж старик Кормак сам для кино решил черкануть пару-тройку строк, то пройти мимо такого, как минимум, преступно.
При этом на уровне драматургии «Поезд» – мечта любого уважающего себя режиссера (помнится, Кубрик недвусмысленно намекал, что всю жизнь такой фильм хотел снять): 90 минут экранного времени в одной комнате сидят два человека (собственно Джонс и Сэм Джексон) и… разговаривают. А о чем могут говорить немолодые мужчины, чтобы это держало и заставляло вслушиваться в их диалог? Естественно о Боге. МакКарти, по заветам Федора Михайловича (вообще, есть устойчивое ощущение, что «Поезд» Достоевскому пришелся бы по вкусу, он бы, как минимум, оценил), сталкивает героев лбами. Джексон – христианин, на которого сошла божья благодать. Джонс – профессор, рационалист, атеист, несостоявшийся самоубийца. Словом, интеллектуальная дуэль. Кто кого заборит совершенно непонятно, а если даже и заборит – непонятно, что дальше?
Смотрится всё это с интересом, к финалу нарастающим. Составляющие на ладони: отличный сценарий без его единой лишней ремарки и два по-настоящему больших актера, демонстрирующих мастерство не жалея сил. И если Джексон работает в привычной для себя манере, эмоциональной, взрывной, со знакомыми со времен «Криминального чтива» интонациями, то Джонс выстраивает роль на полутонах, паузах, тяжелых взглядах, вздохах. Разбираться, кто тут сильнее совершенно не хочется. Правильного ответа этот вопрос не имеет. «Поезд» – это актерский мастер-класс. Иначе не скажешь. К Джонсу-режиссеру тоже претензий не предъявишь, даже если очень захотеть. Экранное пространство (не больше 20 квадратных метров) он обжил вполне правдоподобно. Про сценарий можно и вовсе промолчать, тут всё ясно.
В итоге получилось вдумчивое взрослое (во всех смыслах) кино. Ну, подумаешь, сидят два человека и говорят без умолку. Но именно подобных лент в наше время и не хватает. Чтобы без внешних эффектов, а сразу – по сути вопроса. Джонсу-режиссеру и МакКарти-сценаристу это (высказаться по сути вопроса) удалось.
Отличный фильм, главное - не скучный.