Вчера отчего-то решил обратиться к старине Хичкоку образца 30-х (интереснейший для сэра Альфреда период, многими недооцениваемый, а у нас и вовсе в полноги изученный). Посмотрел до сей поры ускользавшего от взора "Секретного агента", снятого уже после таких кинематографических крепышей как: "Человек, который слишком много знал" и "39 ступеней".
Картина про то, как три шпиона, работающих на старушку Англию во время Первой Мировой, ловили в Швейцарии немецкого шпиона, работающего на понятно кого. В кадре - статный Джон Гилгуд, красавица Мэделин Кэррол и фееричный Питер Лорре, затмевающий тут всех и вся, включая статистов, мебель и пассажирский поезд.
Характерная черта раннего Хичкока - удивительное сочетание пресловутого саспенса и... юмора. Конечно, юмора хватало и в голливудских работах режиссера, но его количественно-качественные показатели, скажем так, пошли на убыль. В "Секретном агенте" же имеют место не просто шутки, а полноценная комедийная прослойка, добавляющая известной легкости детективной стороне вопроса. По логике вещей 100-процентные комедии должны были бы получаться у Хича на "отлично", но с этим (прежде всего "Мистер и миссис Смит" и "Неприятности с Гарри") почему-то так и не сложилось. Парадоксально, но факт.
Удивительно ещё и то, что к картине сложно предъявить какие-то претензии даже по гамбургскому счету. И совсем не потому, что это работа классика и т.д. и т.п., а потому что... ну не к чему придраться, не к чему. "Секретный агент" - безусловно, чистое ремесло, но такого уровня и порядка, что со временем превратилось в настоящее искусство (особенно на фоне нынешних жанровых потуг).
Но это исключения. А так - любой можно включать и погружаться в атмосферу сапенса, черного юмора, испуганных блондинок и макгаффинов. Пойду, поищу на полке что давно не смотрел...
А то что его английский период слабо изучен это Вы, Станислав, верно подметили. Ничего толкового на русском языке об этом не читал. Пошел искать в Инете "Секретного агента". ;)