KONSTRUKTOR
Если бы фильм снимался лет пятнадцать назад, то на главные роли вполне могли попасть Лео Ди Каприо и Кейт Уинслет. Вызвал у меня фильм какие-то титаниковские ассоциации. Паттинсон и Уизерспун послабее той пары, но более-менее приемлемы. Лидирует Кристоф Вальц в роли Августа - талантливого злодея, притягательного и отталкивающего одновременно. Хорошо воссоздана атмосфера начала 30-х годов, жестокого времени Великой депрессии. И неприглядные стороны "американского образа жизни" очень бросаются в глаза. Совершенно гангстерские нравы в бродячем цирке, где в любой момент любого могут сбросить с поезда, покалечить, убить. И бездушное отношение к старикам в нынешней Америке, когда отнюдь не бедные детки сплавляют их в богадельни. У Джейкоба пятеро детей, но после смерти Марлены ни один не пожелал взять отца к себе.
Интересно, заметил ли кто-нибудь, что это римейк "Цветка кактуса"? Об этом и в финальных титрах написано. Впрочем, очень вольный римейк. Старый фильм более камерный: детей в сюжете там нет, как нет и поездки на Гавайи. Там играли Уолтер Маттау, Ингрид Бергман и совсем молодая Голди Хоун. И юмор там был куда тоньше, здесь же по-американски туповатый - большей частью ниже пояса или сортирный. Только Дженнифер Энистон понравилась, ее талант заслуживает лучших фильмов.
После просмотра "Цитадели" мое мнение о фильме в целом не изменилось: Михалков снял фильм необычный по стилю, нарушающий все привычные каноны и потому многих раздражающий. Но захватывающий, эмоционально цепляющий. Актеры сыграли с полнейшей самоотдачей, даже маленькие роли. Да, в фильме есть эмоциональные перехлёсты, смешение жанров, подчас очень рискованное с точки зрения хорошего вкуса. Тут и военная эпопея, и семейная драма, и притча, и трагикомедия, а в чем-то и эксцентрика, и гротеск. Есть намеренный отход от бытового правдоподобия, хронологические смещения, большая доля вымысла, даже элемент сказочности. Но я читал немало мемуарной литературы о войне и нередко находил там то, что большинству кажется неправдоподобным. Даже танки под нацистскими флагами, по поводу которых многие прикалывались, но и это было, и так называемая "черная пехота" была. Думаю, и Михалков это читал и так или иначе использовал в своем фильме. Во всяком случае, общее впечатление от обеих частей фильма у меня в целом положительное, как и от игры самого Михалкова в роли Котова, и от Меньшикова в роли Мити. Когда-нибудь по этим фильмам студенты кинофакультетов будут изучать режиссерское и актерское мастерство.
Фильм снят хорошо, действительно красиво и стильно, но судьба интеллигентного стареющего гея не очень зацепила. Герой показался эгоистичным и черствым по характеру, слишком зацикленным на своем незабвенном Джиме и не замечающем, как страдает от одиночества Шарлотта, давно и безнадежно любящая его. Что-то ведь было между ними в прошлом, не всегда он был геем в чистом виде. То, что он англичанин, наверное, не случайно. Если он учился в закрытом заведении для мальчиков, то в Англии там всегда процветал гомосексуализм, как я читал, и сексуальная ориентация с юных лет нередко сбивалась непоправимо.
При достаточно щекотливой и уже порядком заигранной теме сексуальных меньшинств фильм снят по-французски изящно и со вкусом, легко смотрится, актеры хорошо играют, и музыка очень красивая, в стиле ретро, напоминающем французский шансон шестидесятых годов, особенно песня "Жигола" на финальных титрах. Чувствуется атмосфера Парижа шестидесятых годов, есть и отголоски криминальных фильмов той эпохи, в которых блистали Габен, Делон, Бельмондо. Сегодняшний Париж уже не тот, в нем негров и арабов стало больше, чем французов. У меня вообще есть основания предполагать, что значительная, если не большая часть фильма снималась не во Франции, а в Португалии: в финальных титрах много португальских имен и упоминается португальская кинофирма, оказывавшая съемочные услуги. Оператор фильма известный - Йоргос Арванитис, много работавший со знаменитым греческим режиссером Тео Ангелопулосом.
По легкости, изяществу и остроумию фильм не уступает "Восьми женщинам" того же Франсуа Озона и смотрится с не меньшим удовольствием. Денев, как всегда, великолепна. У Депардьё получился очень забавный коммунист, другие актеры тоже на высоте. Настоящая французская комедия на наших экранах, забитых Голливудом и собственной халтурой, очень редкий гость.
Невысокого я мнения о нашем новом кино, но этот фильм приятно удивил. В кои-то веки не УГ получилось (надеюсь, все поняли, что означает сия аббревиатура). Понравился весьма иронический взгляд режиссера на наш современный неадекватный мир, явное пародирование сериалов типа "Не родись красивой" в эпизодах, снятых в офисе редакции. Понравился и бедняга-психолог, у которого, похоже, поехала крыша от общения с такой клиенткой, как Марина. И очень тронула история зарождающейся любви Кристины и Виталика. Хамоватая, невоспитанная, вечно ссорящаяся с матерью и родственниками девица оказывается не такой уж плохой, вся эта наносная шелуха спадает с нее, когда она влюбляется. И Виталик, переживший трагедию гибели любимой девушки, начинает постепенно оттаивать, перестает жить прошлым. Актерский состав тоже удачно подобран. Фильм, правда, немного затянут, какие-то моменты можно было сделать динамичнее. Но в целом получилось, хотя фильм больше подходит для домашнего экрана, чем для кинотеатра.
Не понимаю тех, кому фильм показался нудным, я его смотрел, не отрываясь. Портман и Кассель сыграли превосходно. Балетмейстер напомнил мне героя фильма "Успех", которого играл Филатов - такой же фанат искусства, готовый добиваться результата любыми средствами, даже морально сомнительными. Нина - хрупкая, утонченная, с юных лет страдает какими-то отклонениями в психике, ей, по-моему, явно противопоказана жестокая среда профессионального балета. Похоже, она стала жертвой материнского честолюбия. Мать когда-то пожертвовала балетной карьерой ради материнства, и теперь хочет воплотить в дочери свои мечты, вот и толкнула Нину в балет. А вообще фильм наводит на невеселые мысли. Если даже такое чистое и светлое искусство, как классический балет, пробуждает в человеке темные стороны его натуры, то куда катится мир?
Просмотрел этот фильм на DVD дважды. Очень оригинальный мультипликационный мюзикл на музыку Чайковского получился. Экранизация достаточно вольная, во многом отличающаяся от классической сказки Андерсена. И очень сатирическая. Птичий двор, населенный ограниченными и самодовольными птицами-мещанами, еще и вообразивший себя независимой державой с флагом, гимном, парадами, махровой ксенофобией и безудержным самовосхвалением. Оказывается, и без модного 3D, и без сногсшибательной компьютерной графики, с использованием уже немного подзабытой пластилиновой техники можно добиться отличного результата. Пожалуй, это в первую очередь сказка для взрослых.
Если педантично не сравнивать, что так, а что не так по сравнению с книгой, то фильм сделан на хорошем уровне фэнтези для семейного просмотра, очень зрелищный. Не претендующий на что-то глобально-эпохально-гениальное, но вполне смотрибельный и оставляющий позитивное настроение. Причем в главные герои неожиданно выбились кузен Юстас, такой противный вначале, и отважный мышонок Рипичип. Дракон из Юстаса получился великолепный. Еще можно отметить Люси, а вот Эдмунд и Каспиан вышли бледнее.
Мультфильм просто очарователен, несмотря на более чем вольное обращение с сюжетом старой сказки. Сценарий выстроен отлично, всё смотрится на одном дыхании, изображение в 3D сделано очень качественно. Конь с повадками собаки-ищейки вообще потрясающий, хотя и не говорящий, но превосходящий по выразительности уже немного поднадоевшего осла из "Шреков". Имя коня - Максимус, явно древнеримские доспехи и оружие королевской стражи определенно посылают шутливый привет "Гладиатору". Для семейного просмотра идеально подходит.
Изобразительное решение в этом фильме, пожалуй, наиболее привлекает внимание своей красотой, хотя я смотрел его в 2D, и не в кино, а на DVD. Но драматургия показалась слабоватой, сцены сражений несколько сумбурными, не всегда понятно, кто есть кто и кто с кем сражается. Общее впечатление скорее положительное, но в первую очередь именно благодаря прекрасному изображению и довольно впечатляющей музыке, а не сюжету. Книги я не читал, не могу оценить, насколько точно передано содержание.