Dzhalil
Каждый раз, когда заходил разговор "о любимом кино", я спрашивал собеседника (собеседницу) об этом фильме.
- Несрочная весна? Нет, не видел(а)…
За 20 лет с того дня, когда он был показан по советскому телевидению (2-го июня 1990 года), я так и не встретил НИ ОДНОГО человека, кто бы хоть что-то знал об этом фильме. Все эти годы я наивно полагал, что мне просто не везло пересмотреть этот фильм по телевизору ещё раз, что его где-то показали, а я просто не видел, что среди моих знакомых не оказалось того, с кем было бы можно поделиться своими впечатлениями…
Я пересмотрел этот фильм спустя 21 год. Спасибо, интернет-сообществу. Впечатления?
Не смогу удержаться от пафоса. Но за все эти годы ничего более пронзительного и искренне трогательного я так и не увидел. Можно, конечно, утопить в кадре ещё с десяток "Титаников" и сделать ещё пару сотен ремейков "Ромео&Джульетта", но к впечатлениям о трагедии любви, исполненной в "Несрочной весне", это не добавит ни капли.
Если подобному примеры в мировом кинематографе, когда мастерство экранизации превзошло само художественное произведение? Может быть. Я не видел. ПОКАЖИТЕ.
Да, это так. Авторы этого фильма превзошли самого Бунина. Нет, это не простая "экранизация по мотивам…" Из разрозненной "малой прозы" Бунина, порою озлобленной (Несрочная весна), а иногда зарисовочно-примитивной и даже чуть пошловатой (Руся), было создано совершенно удивительное, новое художественное кинопроизведение – "Несрочная весна" Владимира Толкачикова и Андрея Камцева. ГЕНИАЛЬНО.
Теперь, пересматривая фильм в который раз, в свои сорок лет, конечно, я вижу в нём не только печальную красоту авторского замысла и сентиментальную игру актёров, но и своё семнадцатое лето, в которое он был снят, и слышится тот трепетный шелест листвы и плеск ночного озера из своей личной юности…
Но чем больше я узнавал об этом фильме, его судьбе, его авторах и актёрах, тем более это преумножало мою печаль…
Оказалось, что это фильм после своей премьеры больше НИКОГДА не выходил на наш экран (справедливости ради, в Белоруссии его, говорят, показывают). Почему? Объяснения, которые я нашёл в блогах, непонятны. Если тогда, в последние советские годы, он кому-то из киноначальства показался идеологически опасным (хотя Бунина всегда открыто приветствовали за его "антисоветскость", сочувствуя классику: "К сожалению, Иван Алексеевич не понял и не принял революцию…), то сейчас-то, ПОЧЕМУ? Этот фильм до сих пор спрятан от зрителя и забыт.
Также оказалось, что и главные актёры (Игорь и Маргарита Захаровы) в дальнейшем не были востребованы в нашем кино. Да, кстати, будучи братом и сестрой, они сыграли влюблённых в этом фильме… Тонко влюблённых… С ума сойти!
Может, эти родственные души приходили в мир кино только для этого киновоплощения?
Печально и то, что вторая работа Владимира Толкачикова "Санта Лючия" (1999 г.) также дошла до зрителя всего лишь однажды, а впоследствии и вовсе была уничтожена. МИСТИКА.
С тех пор Маргарита Захарова ушла из мира кино, но осталась и музой, и спутницей жизни, и душою творчества Владимира Толкачикова.
Сегодня у неё день рождения. Спасибо тебе, Руся, что ты пришла в этот мир.
Чтобы выразить лирику этого события, прозы Бунина мало, нужна поэзия:
…"если встретимся в саду в раю
на какой-нибудь дорожке,
поклонюсь Тебе я в ножки
за любовь мою".