Джеймс Кэмерон (продюсер, сценарист и режиссер)
«Парень из жидкого металла был еще в оригинальном сценарии. Первый «Терминатор» — примерно половина первоначального текста, а второй — окончание, пусть и порядком переработанное. Откровенно говоря, глядя на доступные на тот момент спецэффекты и свой мизерный бюджет я попросту не знал, как такое снять. Пришлось импровизировать и упрощать. В итоге сценарий вышел более линейным, дешевым и простым в сравнении с тем, что я изначально задумал».
«Второй «Терминатор» снимался в то время, когда компьютерная графика давала куда больше возможностей, чем раньше. Сейчас все пользуются графикой, а в то время «Бездна» была первым фильмом с полностью компьютерным персонажем. И даже тогда приходилось использовать кадры c оптическими иллюзиями «Терминатор 2» был одним из первых фильмов с использованием и цифровой, и живой съемки и точно первым с цифровым персонажем, важным для сюжета».
«Одинаковые темы постоянно вращаются вокруг обоих фильмов о Терминаторе. Это видно в любви Сары и Риза, подобной свече во тьме обреченного мира, а затем и в ее любви к Джону, будущему спасителю человечества, который заставляет понять ценность жизни бесчувственную машину. Искупление самого Терминатора в конце второго фильма закрывает цикл: машина становится человеком, узнает боль, радость и смысл жизни, пускай и ценой собственной».
«Во втором фильме мы переизобрели первый. Развернули его задом наперед, сделали Терминатора хорошим парнем, ввели совершенно другой концепт злодея. Это было свежей идеей».
«Мне было интересно, получится ли у меня сделать так, чтобы зритель плакал из-за Терминатора. Это было целью: смогу ли я взять самого холодного ублюдка в мире и за два часа сделать так, чтобы вам стало его жаль? Забудьте обо всем веселье с парнем из жидкого металла — это здорово, но заставить аудиторию рыдать из-за Терминатора было большим вызовом и причиной, из-за которой я и снял этот фильм».
Арнольд Шварценеггер (Терминатор)
«Когда студия предложила мне сыграть хорошего Терминатора, я сказал, что это не сработает. Это чушь какая-то. Это должен быть фильм с рейтингом R, такой же жестокий, как и первый, просто масштабнее. Уже позже Уилл Уишер и Джеймс объяснили мне свою задумку, я понял, что терминатор так и останется плохим парнем, будет носить все свое оружие, пистолеты и дробовики и во всех стрелять. Тогда я ответил: "Вот это новый поворот. Мне нравится!"».
«У Кэмерона была чудесная идея сделать Т-1000 полной противоположностью мне. Он не стал брать парня побольше. Это бы не сработало. Он захотел сделать терминатора жидким и наградить различными способностями».
«Мы с Эдвардом Ферлонгом много репетировали, чтобы выработать нужные взаимоотношения. Он был из другого мира, у него было тяжелое детство, и мы много общались на съемочной площадке и за ее пределами».
«Джеймс Кэмерон ведет себя совершенно по-разному до съемок и во время. Иногда его нельзя было узнать, потому что он включает особый режим и видит только кино. Иметь такое сильное видение — большое подспорье, но нельзя вставать у него на пути. Никогда. С ним может быть тяжело для людей на площадке, для студийной системы, но я бы всегда предпочел такого постановщика, как он, режиссера — лидера».
«Мне кажется, что о «Терминаторе 2» до сих пор говорят так, как будто он вышел только вчера. Кино сильно опередило свое время. Все подходят ко мне и говорят: «"Т2" мог бы выйти в этом году и все равно стал бы № 1 по сборам бокс-офиса».
Линда Хэмилтон (Сара Коннор)
«Это был фильм Кэмерона. Будь это любой другой режиссер, скорее всего, я бы даже не стала рассматривать предложение — никто не мог занять его место и заменить его видение. И да, я считаю его визионером. Мне нравится то, что он делает с кинематографической точки зрения. Когда мы снимали первого «Терминатора», я даже не могла представить, что выйдет настолько здорово. Мне не нравилось сниматься, было трудно. Но я хотела вжиться в роль Сары снова, спустя семь лет, чтобы сделать полный круг в своей карьере».
«Положа руку на сердце, я не могу назвать Арнольда хорошим актером, но он знает, как удачно и красиво себя подать. Когда дело доходит до мерчандайзинга и маркетинга, с ним просто невозможно спорить. А еще он куда более смелый, чем кажется».
«Я не была готова к тому, что все тело будет ныть. Я много качалась и занималась спортом. Это в какой-то степени затмевало мою игру. Конечно, было трудно, но ни разу в моей голове не мелькало: «Да, так меня точно заметят». Просто это укладывалось в развитие характера Сары и мой рабочий процесс. В эту роль вложено куда больше, чем просто образ «женщины с оружием». Журналисты очень рвутся говорить о сцене, где я осуждаю мужчин. Сара здесь страдает неврозом и не должна вызывать симпатию — отсюда и такое поведение. Это не мое личное мнение. А Джиму — огромное спасибо за роли столь сильных женщин».
«Я буквально выгорала на съемках, спать удавалось по четыре часа. Но я многое узнала о себе, и в итоге я рада, что получила этот опыт. Я прошла ужасную военную тренировку, которую возненавидела. Отвратительно было учиться заряжать оружие, вставлять патроны и искать цели. Исчезали все эмоции — в этом вся военная тренировка. Нельзя давать волю оружию из-за вспышки гнева. Не хочу говорить о жизненных уроках, что я вынесла из погружения в военную жизнь. Но теперь я куда спокойнее и чаще молюсь».
«Самые главные моменты Сары вырезали. Была сцена, где я "оперирую" голову Терминатора — поднимаю кожу, а под ней цилиндры, чипы и так далее. Джим снимал это как отражение с двумя командами актеров, делающими абсолютно одинаковые действия. Съемка начиналась с крупного плана лица Арнольда, который говорит со мной во время операции, затем перемещалась на руки и тело Лесли [сестры-близнеца актрисы], показывая будто бы мои руки — здесь как раз зритель понимал, что это отражение — потом на мое лицо и затем — на муляж головы Арнольда. Потрясающая сцена! Жаль, Джим ее не использовал».
Роберт Патрик (Т-1000)
«У меня в то время была интересная внешность. Я был тощий, хорошо держался, интересное лицо, глаза и уши.. полный набор, в общем. Идеальный выбор на роль: похожий на Арнольда и в то же время совершенно другой по размеру и телосложению. Думаю, он [Кэмерон] всегда описывал меня как нечто среднее между Дэвидом Боуи и Джеймсом Дином, своего рода гибрид, идеально подходящий под его видение. Porsche от мира танков».
«То, что действительно сделало фильм культовым — душа. Фильм, в общем-то, как раз об этом: не дайте технологиям взять верх. Современным фильмам неплохо бы взять этот совет на вооружение».
«Во время первой сцены погони на парковке торгового центра, я поймал Джона! Я подумал: «Офигеть, что я теперь умею». «Боже, насколько ж ты быстро бегаешь-то?», — спросил Джим, а я ответил, что не знаю. Пришлось увеличивать скорость байка Джона».
«Я вошел [в офис Кэмерона]. Он сидел за столом, в очках, и я положил сценарий прямо перед ним. Он поднял на меня взгляд, и я сказал: «Я это сыграю». «Потому ты и здесь, Роберт», — ответил он. Мы сделали экранную пробу, и роль осталась за мной».
«В роли нет ничего эмоционального. Я просто решал, как я буду себя вести, двигаться, исходя из моего видения и моих реакций. Я действительно пытался привнести жизнь в неживое. В этой роли нет места харизме или личности... это сплав-имитатор».
«Я много работал с Гарри Лу [специалистом по оружию]. Джим говорил, что я должен быть невероятно точным. Приходилось тренироваться нажимать спусковой крючок как можно быстрее и перезаряжаться практически моментально, глядя только на Арнольда в конце коридора. Пришлось тренироваться, долго тренироваться, пока у меня наконец не вышло. Я гордился тем, что все это получилось делать, не моргая. Это было моей идеей».
Эдвард Ферлонг (Джон Коннор)
«В то время я тусовался в BGCA [национальная американская досуговая организация для школьников]. В Голливуде как раз искали кого-то на роль молодого Джона Коннора, и, как мне кажется, им нужен был кто-то "нормальный". Ко мне подошла женщина и спросила, не хочу ли я сняться в фильме. Она не уточнила, о каком фильме идет речь, так что я предположил худшее и сказал: "Извините, детское порно меня не интересует". Женщина засмеялась и сказала, что речь не о порно. Я решил попробовать, прочел свои реплики и в конце концов получил роль!»
«Я знаю, мне еще многому нужно научиться, чтобы стать хорошим актером. Я знаю, что не только актерская игра дает классный результат. Есть еще монтаж, музыка и многое другое. Мне кажется, что некоторые сцены я отыграл не так уж и хорошо, но монтаж и музыка сделали их куда лучше, чем они есть на самом деле».
«Я видел отрывок фильма по телевизору довольно давно. Сцена, где я уезжаю на байке из гаража, говорю с приемными родителями, и противным голосом выдаю что-то вроде: "Она мне не мать, Тодд!“. И я такой: "Боже, переключите гребаный канал!“ Это было ужасно. Мне и более свежие фильмы с моим участием смотреть-то тяжело».
[О работе с Кэмероном] «Было весело. Кажется, я уже плохо помню. Мне было-то всего тринадцать. Плюс вся та трава, что я за свою жизнь скурил... (смеется). Нет, Джим был замечательный. У него образ жесткого режиссера, но ко мне он был добр. Мне нравилось работать с ним. Это первый режиссер, с которым я столкнулся, и хотя я успел потом поработать со многими, он для меня все еще на первом месте. Весь мой опыт начался с него. На самом деле мне было куда важнее поработать с ним, чем с Арнольдом. Меня буквально трясло — в то время Джим снимал «Чужих» и «Бездну», реально крутые вещи для подростка».
[О работе со Шварценеггером] «Я думал, что он будет более закрытым, он ведь большая звезда. Но оказалось, что он замечательный парень. Я к нему подошел руку пожать, весь на нервах. Вышло слабовато, а он такой: "А теперь еще раз, только давай уж посильнее". Это и растопило между нами лед, до сих пор дружим».
Джо Мортон (Майлз Дайсон)
«Мы обсуждали то, как снять смерть Майлза, и я рассказал Джиму об автокатастрофе, в которую попал за несколько лет до этого. У меня был коллапс легкого, и отсюда появилось специфическое дыхание. Джиму понравилось, и так мы и решили все сделать.
«Я зашел, прочел реплики, и Джеймс попросил меня подождать. Затем я пришел еще раз и он спросил, почему этот персонаж и этот фильм важны для меня. Я ответил: "Из-за шутки Ричарда Прайора". Он спросил какой. Я ему рассказал, что Прайор шутил, что черных персонажей либо убивают в сайфай-фильмах, либо просто не вводят, потому что в Голливуде не думают, что они будут существовать в будущем. Кэмерон рассмеялся, а затем отдал мне роль».
Эрл Боэн (доктор Сильберман)
«Я не раз предлагал Джиму добавить юмора в фильм, но он всегда отказывался. А если я все равно что-то привносил, то он вырезал это при монтаже. Но один раз он все же разрешил. Мы снимали сцену в коридоре госпиталя, где мы хватаем Сару, а затем сначала появляется Арнольд и всех раскидывает, а потом Роберт просачивается сквозь решетку. Они снимали кадры с моей «шокированной» реакцией, когда Джим прервал всех и говорит: «Что у тебя во рту?». Я не заметил, что все еще держал колпачок от шприца во рту. «Хотел юмора? Хочу, чтобы ты выронил его изо рта, когда «увидишь», как он проходит сквозь решетку. Я сделал, что он просил, и это оказалось отличной деталью в сцене. Сильберман наконец-то понимает, что в истории Сары есть какая-то доля правды».
Уильям Уишер мл. (сценарист)
«Мы не делили сцены друг с другом, когда писали сценарий «Терминатора 2» как в случае с первым фильмом. Мы писали тритмент вслух, сидя рядом друг с другом и печатая по очереди. Сценарий получался очень точным и полным деталей. В нем был весь фильм. Затем мы поделили его пополам и провели несколько недель отдельно друг от друга, просто расписывая сцены. Затем мы обменялись, переписали друг друга, затем снова сели вместе и прошлись по всему тексту. Это было настоящее сотрудничество».
Брэд Фидел (композитор)
«Настоящий ужас от мысли, что я не успею закончить вовремя, помог мне как композитору добавить достаточно страха в музыку (смеется). Но нет, все шло изнутри и было экспериментом, импровизацией. Как только у меня появлялись концепции, определенные звуки, я тут же начинал придавать им форму».