Прошедшие выходные подготовили российские кинотеатры к весенним каникулам, что в большинстве школ наступили с этого понедельника. Первые три строчки бокс-офиса по стране заняли мультфильмы «Зверополис», «Смешарики. Легенда о Золотом драконе» и комедия «СуперБобровы» — проекты, которые объединяет как ориентация на семейную аудиторию, так и преимущественно положительные зрительские отзывы. А значит, «сарафанное радио» должно помочь этим картинам существенно увеличить кассовые сборы в дальнейшем — и в традиционно более активные каникулярные будни, и в следующие выходные.
Особенно это важно для «Зверополиса», который лидирует третью неделю подряд. Мультфильм уже стал самым кассовым фильмом на текущий момент 2016 года (1,64 млрд рублей по России, с учетом стран СНГ — все 1,79 млрд) и уверенно приближается к «Миньонам» — самой кассовой анимации в российском прокате ever (1,88 млрд). Не то что бы студии Disney для полного счастья не достает новых достижений — в рекордных сборах заинтересованы сами кинотеатры.
Весь прошлый год наша киноиндустрия отчаянно ждала преодоления рубежа в 2 млрд рублей — сначала от сиквела «Мстителей» (в итоге — 1,71 млрд руб.), потом от перезапуска «Звездных войн» (1,85 мдрд руб.). Не случилось «пробить двоечку» и релизам Universal — седьмой «Форсаж» остановился на 1,74 млрд рублей, ну а про «Миньонов» мы уже говорили. И вот теперь «Зверополис», у которого отличная динамика для третьей недели проката (190,7 млн рублей и снижение сборов всего лишь на 35%), готовится взять высоту, доселе покоренную лишь «Аватаром». Тот, правда, вообще ускакал за 3,6 млрд рублей. Но то было в далеком 2009-м, когда 3D было популярным, а на’ви синими.
Свои значимые рубежи были и у другого анимационного проекта, на этот раз отечественного. Сиквелу «Смешариков» надо было преодолевать показатели первого фильма, вышедшего в декабре 2011-го. Тогда при поддержке продюсера Тимура Бекмамбетова и дистрибьютора «Каропрокат» «Смешарики. Начало» заработали в свой первый уикенд (с учетом стран СНГ) 119 млн рублей — и это не сказать, что много. От полнометражной адаптации сверхпопулярного сериала, кончено, ждали существенно большего — не зря же премьеру приурочили к новогодним праздникам. Но и тогда, и сейчас успех конвертации телевизионных проектов в кинотеатральные просчитывается с переменным успехом.
Однако создатели решили не останавливаться на достигнутом и собираются наверстать упущенное на второй части (и даже третьей). Известиях об сиквелах с завидной периодичностью приходили с международных кинорынков — посмотревшие рапортовали, что «Легенда о Золотом драконе» получилась лучше первой части, но на сборах это пока никак не отразилось. Заработав по России 113,8 млн рублей, а в целом СНГ — 119,6 млн, вторые «Смешарики» практически повторили результат пятилетней давности. Как бы то ни было, продюсер Илья Попов не теряет оптимизма, отмечая в интервью журналу «Бюллетень кинопрокатчика», что стартовым показателем он доволен, а фильм еще возьмет свое — на каникулах и не только.
Сдержаннее оценивает результаты уикенда сопродюсер комедии «СуперБобровы» Эдуард Илоян. «Я могу сказать, что сборами мы удовлетворены. Еще немного — и были бы довольны», — говорит глава студии Yellow, Black & White в интервью все тому же «Бюллетеню кинопрокатчика». За уикенд картина незначительно уступила «Смешарикам», собрав 108,2 млн рублей по России. Едва ли можно найти иную причину недостаточно впечатляющей кассы, кроме как в общем недоверии широкой публики к отечественным комедиям. У «СуперБобровых» была понятная, легко считываемая концепция. Дистрибьютор WDSSPR обеспечил фильму достойное количество экранов (примерно равное со «Смешариками» и «Падением Лондона»). Маркетинг был на уровне. Разве что поддержка СТС, канала-партнера, кажется заведомо чуть более локальной, нежели холдинга ВГТРК или Первого канала (хотя последний и обеспечил фильму немного прямой рекламы). Вообще, это общая для всех российских комедий маркетинговая сложность — обычно их сложно «продать» с помощью трейлера или ТВ-спота. Впрочем, российские фильмы всех других жанров тоже сложно «продать». Ни трейлером, ни ТВ-спотом.
Другое дело — «Падение Лондона». Эта новинка уикенда должна была работать на ту публику, для которой проблема «детям — мороженое, бабе — цветы» едва ли актуальна. В итоге сиквел с Джерардом Батлером даже лидировал после стартового четверга, но в выходные пал и завершил уикенд на пятой строчке с результатом в 78,7 млн рублей, уступив не только «Дивергенту. Глава 3. За стеной» (84,5 млн рублей), что работает вторую неделю, но и своей же первой части, «Падение Олимпа», которая собрала в 2013 году за первый уикенд 88,7 млн.
Все прочие премьеры стартовали невыразительно. Хоррор «Запрос в друзья» расположился на восьмой строчке чарта со сборами по России в 11,1 млн рублей. За ним на девятой позиции — «Джейн берет ружье», которая настреляла лишь на 4,8 млн рублей, и тем благополучно развеяла иллюзии, что вестерны в нашей стране могут приносить достойную кассу. Тарантино и Ди Каприо могут, но не жанр сам по себе.