Зима 1830 года. В престижной военной академии Вест-Пойнт происходит трагедия: один из кадетов был найден повешенным. Расследовать подозрительную смерть приглашен опытный детектив Огастес Ландор (Кристиан Бейл), который вскоре заключает, что молодой человек был убит, и виновника нужно искать в стенах академии. Поскольку кадеты не горят желанием посвящать чужака в свои секреты, Ландору необходим помощник, хорошо представляющий местную расстановку сил. Таким компаньоном становится кадет, одаренный не только чутьем детектива, но и поэтическим талантом — его зовут Эдгар Аллан По (Гарри Меллинг).
Скотт Купер известен в первую очередь криминальными драмами («Из пекла», «Черная месса»), и в своем новом фильме он с привычным мастерством соединяет психологическую проработку персонажей с хитроумным детективным сюжетом. Правда, на этот раз сценарий (по традиции написанный самим Купером) основан на книге Луиса Байарда и в целом достаточно точно следует событиям, изложенным в романе. События разворачиваются неспешно, однако действие редко провисает — в основном за счет того, что Купер, во-первых, почти всегда сохраняет ход расследования на переднем плане, а во-вторых, плотно вписывает развитие персонажей в контекст таинственных убийств. За счет такой сцепки драматическая и детективная линии усиливают друг друга.
Но прежде всего в глаза бросается выверенный визуальный стиль. Хотя основное действие происходит в однотипных локациях вроде классных комнат, полутемных кабинетов и заснеженных лесов, оператор Масанобу Такаянаги, много снимавший пейзажи в «Схватке», умело использует контраст черного и белого цветов, поддерживая настроение тревожной меланхолии. А размеренные мелодии Говарда Шора (любимого композитора Дэвида Кроненберга) ненавязчиво, но органично дополняют видеоряд.
Отдельно стоит сказать об актерских работах. Несмотря на то, что круг подозреваемых достаточно широк, а в Вест-Пойнте вообще немало важных для сюжета лиц, в центре внимания почти всегда остается дуэт детективов. И если Кристиану Бейлу не впервой играть сильных, но подавленных травмой героев, то превосходная игра Гарри Меллинга, известного в основном ролью Дадли Дурсля из франшизы про Гарри Поттера, заслуживает особого упоминания. Меллинг отлично передал психологический облик мятущегося юноши с богатым воображением, в котором легко угадывается будущий автор «Ворона» и «Убийства на улице Морг». Кроме того, на второстепенных ролях можно увидеть россыпь заметных актеров и актрис — от Джиллиан Андерсон и Шарлотты Генсбур до Роберта Дювалля (в небольшой, но колоритной роли эксперта по оккультизму).
Пожалуй, едва ли не единственный заметный недостаток фильма — слегка сбивающийся темп где-то в середине, когда сценарий уделяет больше внимания любовным переживаниям молодого По, а детективная линия усложняется за счет ввода новых деталей. Заключительный твист, заставляющий переоценить все предшествовавшие события, тоже может показаться излишне вычурным, однако выполнена развязка на удивление логично и, в общем, не оставляет заметных швов на ткани повествования.
«Всевидящее око» — более чем подходящее зрелище для длинного зимнего вечера. Это медленный, затягивающий детектив в историческом сеттинге, сочетающий мотивы оккультного триллера с драматической (пусть и вымышленной) историей становления мастера американской литературы.