НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Был бы повод
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    ХОРОШИЙ ЖУК — МЕРТВЫЙ ЖУК: 25 лет «Звездному десанту»

    , 3

    Ровно четверть века назад на экраны вышел культовый фантастический экшн Пола Верховена. По такому случаю Дмитрий Соколов вспоминает один из самых ярких голливудских проектов 1990-х, а заодно рассказывает, почему фильм про войну людей с гигантскими жуками актуален и сейчас.

    (ПОСТ)ИРОНИЧНАЯ КРИТИКА ФАШИЗМА И МИЛИТАРИЗМА

    Кадр из фильма "Звездный десант" (1997)

    Хотя сейчас «Звездный десант» не только входит в золотой фонд блокбастеров 1990-х, но и считается одним из лучших фантастических боевиков всех времен, в момент выхода фильм был беспощадно разгромлен большинством критиков. Пол Верховен изобразил в «Звездном десанте» общество, где полный набор политических прав доставался лишь тем, кто прошел военную службу — при этом жители Земной Федерации никак не оспаривали подобной сегрегации и даже считали ее самой эффективной формой правления. В таком контексте успехи землян в войне против насекомообразных инопланетян, казалось, лишь подтверждали абсолютное превосходство милитаристской диктатуры над прогнившей демократией. Неудивительно, что критики в массе своей усмотрели в «Звездном десанте» прославление фашистских ценностей.

    Ирония, однако, в том, что Верховен, выросший под немецкой оккупацией в годы Второй мировой, вкладывал в сюжет ровно противоположный месседж: его Земная Федерация — пародия на утопическую автократию, населенную воинами-гражданами, в любой момент готовыми умереть за общее благо. «Я собирался создать совершенный фашистский мир: все красивые, все сверкает, у всех есть большие пушки и классные корабли, но они хороши лишь в том, чтобы убивать чертовых жуков!» — позже вспоминал Верховен.

    «Звездный десант» — роскошная политическая сатира на фашистское мировоззрение, многими современниками воспринятая «в лоб», как дорогостоящая агитка за военное решение любых проблем. В этом смысле Верховен опередил свое время: в эпоху постиронии и фейковых новостей картина, скорее всего, воспринималась бы иначе.

    САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ (И НЕТОЧНАЯ) ЭКРАНИЗАЦИЯ ХАЙНЛАЙНА

    Кадр из фильма "Звездный десант" (1997)

    Еще один ироничный аспект в истории создания «Звездного десанта» связан с тем, как Верховен обошелся с одноименной книгой, лежащей в основе сюжета. Роберт Хайнлайн — классик американской фантастики — написал «Звездный десант» как манифест, прославляющий воинскую доблесть, которая, по мысли писателя, во многом помогает поддерживать гражданский дух в обществах, пресыщенных потребительством и заботами о сиюминутных интересах. Более того, на страницах романа Хайнлайн (сам бывший солдат) неоднократно подчеркивал, что связь политических прав и военной службы вполне естественна и сама по себе не противоречит основам демократического режима.

    Верховен же, с трудом прочитавший, по его словам, лишь парочку первых глав книги, решил продемонстрировать ошибочность идей Хайнлайна, доведя их до абсолютного логического завершения — таким образом, самая популярная экранизация писателя оказалась одновременно самой далекой от первоисточника. Это касается не только идей, но и технологий. Например, в книге солдаты десантировались на планеты в особых капсулах и активно использовали специальные бронекостюмы, усиливающие их физическую силу — создатели фильма решили убрать их из сценария по финансовым причинам: вместо этого упор был сделан на более традиционные боевые сцены с арахнидами.

    ГИМН ПРОГРЕССУ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ВОЛЕ К ПОБЕДЕ

    Кадр из фильма "Звездный десант" (1997)

    На фоне колоссальных различий в тональности и ценностях особенно примечательны темы, в которых обе версии «Звездного десанта» — литературная и кинематографическая — сходятся. В первую очередь это всеобщее равенство: общество Земной Федерации, несмотря на сегрегацию по признаку гражданства, игнорирует расовые, этнические и гендерные различия — армия уравнивает всех (в книге особо подчеркивается, что туда обязаны принимать даже людей с ограниченными возможностями).

    Примечательно и то, что «Звездный десант» (будь то в киношной или книжной версии) можно расценивать как проповедь «гуманизма с кулаками» и технического прогресса. Стоит вспомнить хотя бы страстный монолог сбитых пилотов, обращенный к «мозговому центру» армии жуков в финальной экшн-сцене фильма. Или столь же убежденное напутствие главного героя в конце книги: «Помните, за вами вся армия, вся Федерация! Мы придем, и вытащим вас… Те, кто остался в живых, ждут нас и знают, что мы придем». В мире «Звездного десанта» — вне зависимости от того, превозносить или осуждать его политическую философию — человек проявляет свои лучшие качества именно в борьбе с превосходящей угрозой, тем самым подтверждая свое право на выживание.

    Именно эта мастерски обыгранная Верховеном двойственность (милитаристской) формы и (сатирического) содержания составляет главный источник актуальности «Звездного десанта» сегодня. Война в нем не высмеивается, но превозносится настолько высоко, что восхваление обращается в иронию. Это фильм о том, что общество, сделавшее войну важнейшим (если не единственным) поводом для гордости, рано или поздно утратит все прочие причины гордиться собой.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    Ровно 70 лет назад, 24 июля 1952 года, на американские экраны вышел классический вестерн «Ровно в полдень». Вспоминаем знаковую картину Фреда Циннемана вместе с Кириллом Горячком.

    17 июля 1987 года в прокат вышел фантастический боевик Пола Верховена, ставший одним из главных фильмов 1980-х. К 35-летию культовой картины разбираемся вместе с Дмитрием Соколовым, чем она важна для нас сейчас.

    Ровно 40 лет назад на экраны вышел фантастический хоррор «Нечто» — культовый фильм 1980-х и одна из самых важных работ в карьере Джона Карпентера. Дмитрий Соколов напоминает, чем для нас важен этот фильм сейчас.

    другие Был бы повод

    70 лет назад на экраны вышла «Тварь из Черной лагуны», повлиявшая на поколения режиссеров, художников и писателей. О наследии культового хоррора рассказывает Дмитрий Соколов.

    Авторы Kinomania.ru выбрали дюжину главных картин 2023-го. В списке (в алфавитном порядке) — фильмы, которые можно было увидеть в кинотеатрах и в сети.

    50 лет назад на экраны вышел мистический хоррор «Изгоняющий дьявола», моментально ставший культовым. Дмитрий Соколов специально для Kinomania.ru ранжировал все части экзорцистской франшизы.

    КОММЕНТАРИИ 3
    Фильм очень захватывающий. Смотрела на одном дыхании. Понравилась актёрская игра.
    Очень сильный фильм. Основан на реальных событиях. Про настоящих сильных духом и смелых людях. О преданности. Хочется долго выражать свои ощущения. Такие фильмы однозначно заслуживают внимания!
    Смотрел фильм неотводя взгляд от него. У меня слов толком нет, чтобы описать свои ощущения и чувства при просмотре этого фильма, но с полной уверенностью могу сказать что этот фильм 10/10!

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.