НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Подборки
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Утопая в роскоши: 6 фильмов с самыми дорогими декорациями

    ,

    Было время, когда дороговизна кинопроизводства определялась не баснословными актерскими гонорарами и стоимостью компьютерной графики, а затратами на декорации. Вспоминаем самые роскошные картины в истории кинематографа.

    «НЕТЕРПИМОСТЬ» (1916)

    Кадр из фильма

    Почти трехчасовой эпик Дэвида Уорка Гриффита — не только признанный шедевр немого кино, но и в целом этапный фильм для мирового кинематографа. Гриффит снял сложную картину, действие которой разворачивается сразу в четырех исторических эпохах — от древнего Вавилонского царства до современной для Гриффита Америки 1910-х. К воссозданию Вавилона режиссер подошел со всей ответственностью и уговорил продюсеров потратить на декорации $2,5 миллиона — безумную для того времени сумму (это 47 сегодняшних миллионов — с учетом инфляции).

    Большая часть этих денег ушла на реконструкцию опоясывавшей Вавилона знаменитой стены с сотнями колонн и замысловатой резьбой. Декорации «Нетерпимости» и сегодня потрясают, но владельцы компании Triangle Distributing Corporation, выпустившей фильм, вряд ли хоть раз помянули достоверность и масштабность декораций «Нетерпимости» добрым словом — Гриффит своим шедевром разорил студию.

    «БЕН-ГУР» (1959)

    Кадр из фильма

    Выдающийся пеплум, снятый Уильямом Уайлером по одноименному историческому роману Лью Уоллеса, знаменит тем, что завоевал рекордные 11 «Оскаров» — это достижение до сих пор не удалось превзойти ни одному фильму («Титаник» и «Властелин колец: Возвращение короля» его лишь повторили). Ну а своеобразной визитной карточкой ленты стала гонка на колесницах, в которой участвует главный герой в исполнении Чарльтона Хестона.

    Сцену снимали в декорациях древнеримской арены. Режиссер Уайлер в конце 1950-х не имел возможности, как Ридли Скотт с его «Гладиатором» в 2000-м, реконструировать лишь фрагмент сооружения, а остальное дорисовать на компьютере. Так что иерусалимскую арену начала I века нашей эры пришлось воссоздать целиком в натуральную величину. Для этого потребовались 1000 рабочих, тонны белого песка, завезенного из Мексики, 15 тысяч человек массовки и 1 миллион долларов (примерно $8,5 млн нынешних с учетом инфляции). После съемок все декорации были разрушены. Но рискованное предприятие, в отличие от «Нетерпимости», увенчалось успехом: фильм должен был спасти от банкротства студию MGM и со своей задачей справился, собрав в прокате $70 миллионов при $15-миллионом бюджете.

    «КЛЕОПАТРА» (1963)

    Кадр из фильма

    История древнеегипетской царицы Клеопатры — не менее известный голливудский пеплум, чем «Бен-Гур», и уж точно более дорогостоящий: на производство грандиозной четырехчасовой картины было потрачено $44 миллиона, что эквивалентно нынешним $400 миллионам. К сожалению, создатели фильма так и не признались, на какие конкретно декорации ушло больше всего денег, но гигантский бюджет говорит о том, что дорого тут абсолютно всё. О том, что финансов студия Fox не жалела, говорит хотя бы тот факт, что все сооружения Древнего Египта и Древнего Рима, продемонстрированные в кадре, были построены в натуральную величину. Более того, в Лондоне, где начали снимать фильм, в определенный момент для декораций просто не хватило места, и только по этой причине съемочной группе пришлось перебраться в Рим.

    Правда, вся эта красота едва не обанкротила Fox (в прокате «Клеопатра» собрала намного меньше, чем от нее ждали — всего $58 миллионов), зато запомнилась невероятной роскошью и, конечно же, ярким дуэтом Элизабет Тейлор и Ричарда Бертона.

    «ЛИЦО СО ШРАМОМ» (1983)

    Кадр из фильма

    Став кокаиновым королем Майами, кубинский беженец Тони Монтана (Аль Пачино) окружил себя королевской роскошью, включая живых тигров, реликтовый сад и бассейны размером с небольшой стадион. В декорациях гангстерской ленты Брайана Де Пальмы демонстрируются потрясающие коллекции керамического гранита и натурального мрамора, которые украшают дворец Монтаны. Правда, вкус у бандита-нувориша сильно хромает, поэтому перебор чувствуется во всем — от аляповатой позолоченной лепнины до вычурного тронного зала.

    Но самое интересное, что создатели картины не поскупились и действительно испортили дорогие интерьеры, снимая заключительную эпохальную сцену перестрелки. Выстрелы по-настоящему разносили в пыль мраморные лестницы и украшенные элитным декором стены. Бюджет на пострадавшие декорации дворца составил более $1 миллиона, что по тем временам составляло весьма приличную сумму (сейчас дворец Тони Монтаны со всеми его роскошествами стоил бы $3 миллиона — за эти деньги в США можно купить самый настоящий шикарный особняк).

    «ВОДНЫЙ МИР» (1995)

    Кадр из фильма

    В свое время этот постапокалиптический аттракцион наделал много шума благодаря тому, что провалился в прокате, собрав во всем мире лишь $264 миллиона при $175-миллионном бюджете. Однако спустя время, как это нередко происходит, в «Водном мире» разглядели впечатляющее зрелище (что-то вроде «Безумного Макса» в океане) — и фильм стал культовым.

    Любопытно, что изначально студия Universal планировала затратить на производство ленты всего $100 миллионов, но не тут-то было: режиссер Кевин Рейнольдс и главная звезда проекта Кевин Костнер задумали нечто грандиозное и в смету не уложились. На строительство 1000-тонного плавучего города, имеющего 400 м в окружности (представьте себе стандартную беговую дорожку стадиона), пришлось дополнительно выделить $75 миллионов. Сооружение возвели у побережья Гавайев, израсходовав все запасы стали на островах — это был натуральный логистический кошмар. Зато ничего подобного в мировом кинематографе ни до, ни после не было! А если когда-нибудь создадут что-то еще более монструозное, то наверняка это будет сделано посредством компьютерной графики — в современном кино ни одна студия не раскошелится на постройку столь массивной декорации из реальных материалов.

    «ТИТАНИК» (1997)

    Кадр из фильма

    Снятая с невиданным размахом историческая мелодрама Джеймса Кэмерона в особых представлениях не нуждается — она завоевала 11 «Оскаров», повторив рекорд «Бен-Гура», и на протяжении 12 лет удерживала первое место в списке кассовых фильмов в истории с суммой в $2,2 миллиарда. Словом, вышла отличная иллюстрация поговорки «Кто не рискует, тот не пьет шампанское»: вложив в проект $200 миллионов, студии Paramount и Fox, несмотря на скептическое отношение многих к «Титанику» и прогнозируемый аналитиками кассовый провал, не прогадали — это мягко говоря.

    Какая часть из этих двух сотен миллионов была потрачена исключительно на декорации? Информация засекречена, но кое-что нам все-таки известно. Например, только на строительство студии в Мексике (с нуля), способной вместить копию фрагмента «Титаника» в 90% от натуральной величины, ушло $20 миллионов — просто все имеющиеся американские павильон оказались для такой махины малы. Добавьте к этому затраты на строительство самой этой копии, а также на реконструкцию роскошных интерьеров самого большого, комфортного и смертоносного лайнера в истории человечества — и ведь почти всю эту красоту пришлось уничтожить во время съемок крушения и затопления «Титаника»!

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    Кино — проверенный способ убежать от суровой действительности. Но порой как раз оторванные, казалось бы, от реальности фильмы парадокальным образом возвращают нас на грешную землю, заставляя задуматься о том, что происходит и как жить дальше. Самое время вспомнить такие ленты.

    Kinomania.ru выбрала из каталога онлайн-кинотеатра KION недавние ленты о любви, которые прошли мимо широкого проката, но идеально подходят для вечернего просмотра в День святого Валентина.

    В прокат вышла датская драма «Вкус жизни» от создателей хита «Еще по одной», рассказывающая о жизни шеф-повара с семейными проблемами и карьерными вызовами. В связи с премьерой мы вспомнили еще дюжину отличных фильмов об искусстве приготовления блюд.

    другие Подборки

    35 лет назад вышли «Невероятные приключения Билла и Теда» с молодым Киану Ривзом. По такому случаю Дмитрий Соколов вспомнил еще несколько культовых комедий 80-х (и да, это список без «Назад в будущее» и «Охотников за привидениями»!).

    50 лет назад — 2 февраля 1974 года — вышел «Уличный боец», один из самых известных японских боевиков с участием легендарного актера и бойца карате Сонни Тибы. По такому случаю Дмитрий Соколов вспоминает другие фильмы мастера.

    80 лет назад вышла «Спасательная шлюпка» Альфреда Хичкока, ставшая образцом минималистичного триллера о борьбе за выживание. Дмитрий Соколов вспоминает хичкоковскую классику и снятые под ее влиянием фильмы о вражде в изоляции.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.