Элитный оперативник ЦРУ, известный под кодовым именем «Сьерра-Шесть» (Райан Гослинг) в ходе внепланового задания получает флешку с компроматом на свое начальство, после чего становится для бывших коллег целью номер один. Вскоре на след ренегата выходит Ллойд Хансен (Крис Эванс), экс-сотрудник ЦРУ, готовый на все, чтобы остановить Шестого. Чтобы выманить бежавшего агента, Хансен берет в заложники его бывшего ментора Фицроя (Билли Боб Торнтон), а заодно и племянницу Фицроя Сюзанну (Джессика Хенвик), так что Шестому придется сыграть в игру по чужим правилам. Правда, далеко не факт, что даже такая игра спасет агента, узнавшего слишком много.
«Серый человек» основан на серии книг Марка Грини, выходящей с 2009-го, и первые попытки экранизировать одноименный роман предпринимались еще в начале 2010-х, когда главную роль должен был сыграть Брэд Питт. Но вскоре проект застопорился, и лишь в 2020-м вернулся к жизни, когда за дело взялись Энтони и Джо Руссо, которым Netflix пообещал феноменальный (для боевика) бюджет в $200 миллионов. И надо сказать, что распорядились столь внушительными финансами создатели фильма не столько плохо, сколько до боли предсказуемо.
При этом на первый взгляд в «Сером человеке» заключен немалый потенциал. По форме это экшн-триллер в духе поздних частей серии «Миссия невыполнима», и здесь сюжет дает огромное пространство для развития даже в рамках одного фильма (а речь уже идет даже не о сиквеле, а о франшизе). Бангкок, Вашингтон, Баку, Прага, Вена — города и страны сменяют друг друга со скоростью автоматной очереди, а череда экшн-сцен скомпонована так, что два часа пролетают как двадцать минут. Вот Шестой сражается в клубах дыма на борту падающего самолета. Вот он уже торопится выбраться из тайной камеры где-то в Вене. А вот полиция, наемники и все тот же Шестой вовлечены в гигантскую перестрелку в Праге. Динамизма добавляет то, что драки поставлены почти без использования клиповой нарезки — можно разглядеть, кто кого и куда бьет, а также кто откуда стреляет. Некоторые поединки разворачиваются под ретро-шлягеры — пока за кадром звучат Ширли Бэсси и Марк Линдси, камера эффектно кружится вокруг Шестого, раздающего нокауты направо и налево.
Правда, есть нюанс: все, что показано в «Сером человеке», можно снять за меньшие деньги и, как показывает хотя бы «Джон Уик», намного эффектнее. Смазанное впечатление усугубляется актерской игрой. В то время как Райан Гослинг отыгрывает роль с невозмутимостью древнегреческого божества, Крис Эванс отлично смотрится в образе нервного и циничного садиста — многие сцены держатся на его злодейской харизме. Так что блеклость почти всех героев здесь компенсируется ощутимой химией между главными действующими лицами (и потоком ванлайнов, само собой).
Из-за общего ироничного настроя «Серый человек» выглядит как облегченная версия франшизы про Джейсона Борна: одномерные персонажи и клишированный сценарий здесь соседствуют с неплохой динамикой и обильным (пусть и не всегда запоминающимся) экшном. Не самый плохой вариант шпионского боевика — но далеко не самый лучший.