НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Был бы повод
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    ВЕСТЕРНУ «РОВНО В ПОЛДЕНЬ» — 70 ЛЕТ: Как фильм Фреда Циннемана стал классикой жанра

    ,

    Ровно 70 лет назад, 24 июля 1952 года, на американские экраны вышел классический вестерн «Ровно в полдень». Вспоминаем знаковую картину Фреда Циннемана вместе с Кириллом Горячком.

    ВОЗВРАЩЕНИЕ ГЭРИ КУПЕРА

    Кадр из фильма

    Последний день работы Уилла Кейна (Гэри Купер) в должности шерифа крохотного городка Хэдливиль выдался непростым. Он узнает, что ровно в полдень сюда приедут трое бандитов, чтобы поквитаться с законником, посадившим их главаря. Кейн пытается подготовиться к беде, однако ни один горожанин не протягивает ему руку помощи. Чем ближе стрелка часов близится к полудню, тем яснее шериф начинает осознавать, что встретиться с убийцами ему предстоит в одиночку.

    «Ровно в полдень» режиссера Фреда Циннемана — один из самых знаменитых и прославленных американских вестернов, без которого вот уже полвека не обходится ни один жанровый список лучших из лучших. История о благородном шерифе, защищавшем неблагородных людей, очень быстро стала настоящим архетипом вестерна. И дело не только в том, что это просто хорошее кино, которое замечательно смотрится и сегодня. «Ровно в полдень» попал сразу в несколько важных исторических моментов, которые определили его дальнейшую славу.

    Коммерческий успех, а также успех на «Оскаре» (фильм забрал 4 статуэтки), «Ровно в полдень» часто объясняется славой ведущего актера и его точным попаданием в образ. Карьера Гэри Купера, который к тому моменту уже был ветераном Голливуда, в конце 1940-х годов основательно просела. Артист трагически долго не мог сыграть по-настоящему значительную роль и стремительно уходил на второй план в индустрии. «Ровно в полдень» стал «камбэком» уже поседевшего актера. Удачное попадание в образ шерифа Кейна обеспечивалось еще и тем, что в глазах публики Купер был олицетворением подлинной довоенной добродетели.

    ХРИСТИАНСКИЙ ШЕРИФ И НЕУМОЛИМОЕ ВРЕМЯ

    Кадр из фильма

    В 1940-е годы голливудский экран захватили амбивалентные персонажи нуара — невротичные и разочарованные в людях и мире. Вестерн эта волна тоже не обошла стороной, и, скажем, героев фильмов Энтони Манна или Бадда Беттикера в это время отличали изрядная по тем временам жестокость и психологические травмы. «Ровно в полдень» же впервые за долгое время показал истинного героя со вполне ясным и твердым моральным стержнем. Таких в вестернах было немало в 1930-е, но в годы войны они почти испарились.

    И все же герой Купера шериф Кейн не был таким уж картонным рыцарем без страха и упрека. Несмотря на все сугубо положительные черты, протагонист «Ровно в полдень» более чем склонен к рефлексии и сомнению. И главный его моральный конфликт — осознание того, что горожане, спокойную жизнь которых он охранял столько лет, готовы в два счета отречься от него. Кейн предстает праведником, чья вера испытывается на прочность, — его паства не идет за ним.

    Отдельным героем «Ровно в полдень» являются часы, которые неумолимо отсчитывают время до прибытия убийц (одного из них, кстати, играет Ли Ван Клиф — это одна из его первых ролей). Циннеман выстраивает поистине хичкоковский саспенс, показывая действие в реальном времени: зритель ожидает приезда бандитов на поезде буквально вместе с протагонистом. Конечно, часы выступают метафорой приближения смерти. И главному герою необходимо сразиться с самим временем, выдержать его натиск — это и есть его главное испытание.

    Часы символически отражают и смену исторического времени. «Ровно в полдень» вышел в довольно мрачное время в истории США, которое принято называть «периодом маккартизма». Социальное беспокойство, шпиономания, расцвет доносительства и недоверия власти и народа друг к другу, — все это нашло отражение в картине Циннемана. «Ровно в полдень» рассказывает о смелости противостоять общественному мнению. Толпа может ошибаться, и задача сильной личности — суметь отстоять свои идеалы во что бы то ни стало.

    АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА В ЗАКОНЕ

    Кадр из фильма

    Вестерны всегда поднимали насущную для американского общества тему закона и нравственности. Шериф как охранитель ценностей цивилизации часто становился протагонистом фильмов о Диком Западе. Он олицетворял перемену ценностей — от закона дикого фронтира к закону общественному. «Ровно в полдень» на несколько лет вперед задал тренд на «хороших» законников. Вслед за ним вышли «В 3:10 на Юму», «Рио Браво», «Серебряная жила» и многие другие. Однако картина Циннемана все же выделялась среди них. Купер очень точно сыграл христианскую боль, моральное испытание, которое приходится проходить его герою.

    Шериф в «Ровно в полдень» не может ужиться с обществом, охранителем которого должен быть. Он оказывается непонятым, отчужденным от тех, кого считал товарищами. Высокая мораль и доблесть на службе не сыграли никакой роли в «воспитании» жителей городка. Неслучайно фильм заостряет внимание на блестящем значке Кейна, который в последней сцене он выбрасывает в песок. Этот сакральный символ власти показывает бессмысленность работы Кейна — тот с ужасом понимает, что был лишь наемным работником, предоставлял услуги. А значит, этот цивилизационный скачок от фронтира к демократии все еще не произошел — в душную эпоху маккартизма этот вывод напрашивался сам собой.

    Впрочем, Циннеман не решился на столь уж радикальный для своего времени вывод, который будет воспринят лишь «Новым Голливудом» конца 1960-х. А «Ровно в полдень» все-таки показывал, что на таких честных людях, как Кейн, и держится страна: гражданам необходимо беречь их, подражать им. На это косвенно намекает и героиня Грейс Келли, послушная и верная жена шерифа, истово верующая, которая обязательно станет хорошей матерью и родит новое поколение, способное изменить несправедливый порядок вещей. Как это часто бывает в вестернах, главному герою требуется доказать, что он является тем самым «отцом», который сможет дать правильное потомство. А люди городка Хэдливиль останутся безмолвной толпой, чье время истекло ровно в полдень.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    11 июня 1922 года состоялась премьера фильма-прародителя документального кино «Нанук с Севера». Спустя век Кирилл Горячок вспомнил не только новаторскую ленту Роберта Дж. Флаэрти, но и другие выдающиеся картины, увидевшие свет целое столетие тому назад.

    14 марта 1972 года — ровно полвека назад — на экраны вышел один из самых влиятельных фильмов в истории кинематографа. О многообразном наследии «Крестного отца» читайте в специальном материале Дмитрия Соколова.

    В честь юбилея знаменитой картины Сэма Пекинпы, Кирилл Горячок вспоминает за что ее полюбили Квентин Тарантино, Мартин Скорсезе, Джон Ву и другие важные кинематографисты, а также, почему ее можно считать поворотным пунктом во всей истории голливудского кино.

    другие Был бы повод

    70 лет назад на экраны вышла «Тварь из Черной лагуны», повлиявшая на поколения режиссеров, художников и писателей. О наследии культового хоррора рассказывает Дмитрий Соколов.

    Авторы Kinomania.ru выбрали дюжину главных картин 2023-го. В списке (в алфавитном порядке) — фильмы, которые можно было увидеть в кинотеатрах и в сети.

    50 лет назад на экраны вышел мистический хоррор «Изгоняющий дьявола», моментально ставший культовым. Дмитрий Соколов специально для Kinomania.ru ранжировал все части экзорцистской франшизы.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.