НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Был бы повод
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    ЖИЗНЬ МОЯ — ЖЕСТЯНКА: КАК «РОБОКОП» ИЗМЕНИЛ КИНЕМАТОГРАФ

    , 1

    17 июля 1987 года в прокат вышел фантастический боевик Пола Верховена, ставший одним из главных фильмов 1980-х. К 35-летию культовой картины разбираемся вместе с Дмитрием Соколовым, чем она важна для нас сейчас.

    ГОЛЛИВУДСКИЙ ДЕБЮТ ПОЛА ВЕРХОВЕНА

    Фото со съемок фильма "Робокоп" (1987)

    До съемок «Робокопа» голландец Пол Верховен уже был опытным режиссером, на счету которого были как признанные критиками драмы («Турецкие наслаждения», «Солдаты королевы»), так и триллеры в духе Хичкока («Четвертый мужчина»). В 1985-м Верховен снял англоязычный исторический экшн «Плоть + кровь», который хоть и не стал кассовым хитом, снискал лестные отзывы критиков, получив культовый статус. Во многом благодаря этой работе Верховена заметили в Голливуде, хотя поначалу режиссер отказался снимать фильм по предложенному студией Orion сценарию, сочтя его очередным никзопробным боевиком. Лишь после того как жена Верховена прочла текст и обратила внимание режиссера на сатирические аспекты, он передумал. Причина невнимательности была проста: на тот момент Верховен не настолько хорошо владел английским, чтобы сразу уловить расстановку смысловых акцентов в подаче сюжета.

    «Робокоп», снятый за скромные $13 миллионов, да еще с «взрослым» рейтингом R (а изначально фильму вообще хотели присвоить рейтинг-«убийцу» NC-17), в разгар сезона летних блокбастеров собрал $53,4 млн. Фильм, кроме того, удостоился похвал от критиков, разглядевших за обилием перестрелок и трупов хлесткую карикатуру на рейгановскую Америку и стихийный капитализм.

    Благодаря успеху «Робокопа» Верховен смог закрепиться в Голливуде вплоть до начала 2000-х, и пик творческой формы режиссера пришелся именно на эти годы. Дальше были «Вспомнить все», «Основной инстинкт», «Звездный десант» — не говоря о таких фильмах как культовые (хоть и провальные) «Шоугелз» или подзабытый ныне, но интересный «Невидимка». Без преувеличения можно сказать: не будь «Робокопа», карьера Верховена — а вместе с ней и весь ландшафт Голливуда 1990-х — выглядели бы значительно более блеклыми.

    КРИТИКА КОРПОРАТИВНОГО КАПИТАЛИЗМА

    Кадр из фильма "Робокоп" (1987)

    «Робокоп» в особенности примечателен тем, что эффектно соединяет зрелищную жестокость с социальной сатирой и черным юмором. Этот своеобразный сплав — детище не только режиссера Пола Верховена, но и сценариста Эдварда Ноймайера, который, вдохновившись «Бегущим по лезвию» и комиксами про Судью Дредда, придумал историю о роботе с человеческим мозгом, не желающим быть пешкой в корпоративных играх. Именно с его подачи в сюжете появились выпуски новостей, описывающие события в мире, ставшие позже фирменной чертой франшизы.

    Еще один важный подтекст фильма, характерный для эпохи 1980-х — критика гигантских корпораций. На примере кризисного Детройта «Робокоп» показывал опасность сосредоточения власти в руках частных компаний, заинтересованных прежде всего в извлечении прибыли, а не в общественном благе.

    КЛАССИКА КИБЕРПАНКА

    Кадр из фильма "Робокоп" (1987)

    Конфликт полицейского Алекса Мерфи, ставшего киборгом, и компании OCP — стержневой для всей франшизы: в то время как Мерфи, сохранивший свою личность, хочет оставаться самостоятельным, OCP настаивает, что он — не более чем сложная машина, которую можно без зазрения совести разобрать на запчасти.

    Вопрос о том, что именно делает человека человеком, станет центральным и для следующего проекта Верховена — фантастического экшна «Вспомнить все». В обоих фильмах режиссер дает на него одинаковый ответ: память — вот, что делает нас людьми. Именно благодаря своим воспоминаниям Мерфи понимает, что он нечто большее, чем продвинутый киборг на службе акул капитализма. Мотив поиска человеческой сущности и борьбы с бездушной системой (будь то государственной, технологической или корпоративной), в свою очередь, станет важнейшим для киберпанковских фильмов 1990-х, от «Газонокосильщика» до «Матрицы».

    «Робокоп» был едва ли не первым голливудским хитом, в котором эти проблемы ставились в центр сюжета — можно сказать, что фильм Верховена предвосхитил волну технотриллеров и киберпанка на рубеже столетий. В отличие от «Бегущего по лезвию», влияние которого было осознано и признано лишь в ретроспективе, «Робокоп» своим успехом обозначил зрительский интерес к новому направлению фантастики: характерно, что именно в 1980-е появились и первые романы Уильяма Гибсона, классика киберпанк-литературы.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    Ровно 40 лет назад на экраны вышел фантастический хоррор «Нечто» — культовый фильм 1980-х и одна из самых важных работ в карьере Джона Карпентера. Дмитрий Соколов напоминает, чем для нас важен этот фильм сейчас.

    Ровно 40 лет назад состоялась американская премьера фильма, сделавшего Арнольда Шварценеггера восходящей звездой и задавшего стандарт героического фэнтези на долгие годы. О ленте Джона Милиуса в нашем специальном материале рассказывает Дмитрий Соколов.

    Ровно 35 лет назад, 3 июля 1985 года, вышла на экраны фантастическая комедия «Назад в будущее». Вспоминаем культовую картину Роберта Земекиса, которая создавалась в непростых условиях, а могла так и остаться лишь на бумаге.

    другие Был бы повод

    70 лет назад на экраны вышла «Тварь из Черной лагуны», повлиявшая на поколения режиссеров, художников и писателей. О наследии культового хоррора рассказывает Дмитрий Соколов.

    Авторы Kinomania.ru выбрали дюжину главных картин 2023-го. В списке (в алфавитном порядке) — фильмы, которые можно было увидеть в кинотеатрах и в сети.

    50 лет назад на экраны вышел мистический хоррор «Изгоняющий дьявола», моментально ставший культовым. Дмитрий Соколов специально для Kinomania.ru ранжировал все части экзорцистской франшизы.

    КОММЕНТАРИИ 1
    Заглавная музыкальная тема фильма эпична чуть более чем полностью. До сих пор пробирает.

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.