Студентка мединститута Юлия (Ренате Рейнсве) вовремя понимает, что хирургия — не ее призвание, бросает учебу и переключается на психологию. Вскоре ее интересы вновь меняются, и она начинает фотографировать, а в конечном счете становится продавщицей в книжном, параллельно подумывая о литературной карьере. Поиск своего пути сопровождается любовными приключениями. Легкие и непродолжительные романы сменяют друг друга, пока наконец она не встречает симпатичного и умного Акселя (Андерс Даниэльсен Лье), автора популярных комиксов о Рыси — диком коте-хулигане, шокирующем общество добропорядочных домашних кошек. Между героями вспыхивает страсть, и вскоре они съезжаются, но постепенно разница в возрасте дает о себе знать. 30-летняя Юлия не хочет семью, она уверена, что нужно еще сделать что-то важное в своей жизни, прежде чем посвятить ее ребенку. 44-летний Аксель же вполне состоялся как мужчина и художник, у него совершенно другой круг общения, и зачастую их с Юлией миры не пересекаются. Тоска и самокопание подталкивают героиню к новому опыту в жизни, который ставит на карту их безмятежный союз с Акселем.
Норвежец Йоаким Триер мало похож на своего дальнего родственника Ларса фон Триера. Темой его творчества является внутренняя боль современного человека, его смятение перед трудностями, перед самой жизнью. Герои Триера ищут счастье, которое, они убеждены, кроется в самовыражении и эмпатии. «Худший человек на свете», номинированный на «Оскар» в категориях «Лучший международный фильм» и «Лучший сценарий», фокусируется на жизни тридцатилетней Юлии, которая «и жить торопится, и чувствовать спешит», совершает ошибки и, в общем, познает себя.
Героиня сама становится зрительницей и свидетельницей своей жизни. Юлия рассказывает свою историю, и закадровый голос, невидимый рассказчик — она же, как бы описывающая себя со стороны. Романную форму принимает и сам фильм, который делится аж на 12 глав с прологом и эпилогом. Жизнь, как роман, распадается на фрагменты, иногда совсем небольшие, на как бы случайные встречи, которые станут судьбоносными, на незначительные разговоры, оседающие в самом сердце.
Фильм, а вместе с ним и героиня, задаются вопросом, что такое материнство, как быть матерью в современном мире, который, кажется, неуклонно идет ко дну. Человек может потратить полжизни на самореализацию, но не успевает найти в себе силы взять ответственность за другого. Юлия боится создавать семью, не успев найти себя, а один из ее партнеров, Айвинд (Херберт Нордрум), не хочет обрекать ребенка на страдания, уверенный, что человечество ожидает климатический кризис. Можно ли вообще реализоваться в жизни вне семьи и детей, нормально ли не иметь «материнское чувство» и жить в постоянной тревоге о будущем?
«Худший человек на свете» задает много вопросов, но не спешит с ответами, наоборот, отзывается на них личным опытом героев. Споры о феминизме, литературе, психоанализе и семье — все это составляет, казалось бы, некую основу их жизни. Но и Аксель, прославленный комиксист, в глубине души понимает, что подлинную ценность имеют не знания и творческие успехи, а интимность мгновения, внимательное изучение себя и других. Динамика их отношений с Юлией очень точно это демонстрирует, и актеры Андерс Даниэльсен Лье и Ренате Рейнсве, получившая за эту роль награду в Каннах, проживают чувства своих персонажей откровенно и убедительно.
Триер скрупулезно погружает зрителя в жизни своих героев. И, чтобы донести их самоощущение, режиссер нередко прибегает к художественной условности — это и резкие монтажные склейки, и отдельные фантасмагорические сцены, иллюстрирующие внутренний мир Юлии, ее страхи и стремления. Однако формалистические поиски режиссера несколько отдаляют фильм от зрителя, затрудняют, а не помогают погружению в персонажа. Контраст между реализмом и условностью не всегда идет на пользу и порой рушит атмосферу холодного Осло, которая так ценна автору. Впрочем, шероховатости структуры «Худшего человека на свете» сглаживаются слаженным актерским ансамблем, живыми героями, с чьими историями несложно ассоциироваться.
Так кто же здесь «худший человек»? В какой-то момент таковым себя называем Айвинд — любовник Юлии, ведь он не оказал нужную поддержку своей бывшей девушке, которая, кажется, чересчур увлеклась йогой и спасением мира. Предательство ли — измена партнеру, и где границы ее? Что такое расставание двух людей в контексте одной жизни, которая, и об этом фильм заставляет помнить, конечна. Любовь и страсть, отчаяние и секс — все это становится воспоминанием, сгустками прошлого, видениями, подобными тем, что переживает Юлия под воздействием грибов в одной из сцен. Все перемешивается, и невозможно порой разобрать собственные черты среди чужих зеркал, чужих судеб и траекторий. «Я хочу чего-то большего!» — заявляет героиня. Но сама не может ответить, чего именно. Делают ли сомнения и бесконечные поиски нас «худшими» людьми? Едва ли, утверждает режиссер.