Ключевой фильм для гангстерского кино
«Крестный отец» преобразил облик гангстеров в голливудском кино. В начале 1970-х золотой век фильмов о мафии, казалось, навсегда остался позади: после нескольких ярких картин в 1930-е («Лицо со шрамом», «Маленький Цезарь») харизматичные бандиты надолго исчезли с киноэкранов. Дело было не только в пресловутом кодексе Хейса, но и в том, что агенты ФБР тогда активно охотились на самых настоящих гангстеров, так что студийные боссы избегали их романтизации в кино.
С выходом «Крестного отца» ситуация радикально изменилась. Режиссер Фрэнсис Форд Коппола представил публике не столько криминальный, сколько семейный эпос, рассказывающий о смене поколений внутри отдельно взятого мафиозного клана. А созданный им образ семьи Корлеоне стал золотым стандартом для криминальных драм вплоть до нашего времени.
Более того, «Крестный отец» повлиял и на самих мафиози, увидевших в элегантном доне Корлеоне (Марлон Брандо) образец для подражания. Так, некоторые члены криминальной семьи Патриарка из Новой Англии принялись имитировать манеру речи Вито, избавившись от ненужных ругательств и чаще используя возвышенный тон. Сальваторе Гравано, один из боссов мафиозной семьи Гамбино, вспоминал: «Может, это и был вымысел, но для меня тогда это была наша жизнь. Это было невероятно. Я говорил с кучей парней, в том числе посвященных, которые чувствовали то же самое».
Фильм, запустивший карьеру Пачино
Роль Майкла Корлеоне стала прорывной для молодого Альфредо Джеймса Пачино, за плечами у которого на тот момент была только одна заметная картина — драма «Паника в Нидл-Парке». Снявшись у Копполы, Аль Пачино получил первую номинацию на «Оскар», а также репутацию не только выдающегося драматического актера, но и эталонного киногангстера. Впоследствии артист закрепит это амплуа во второй и третьей частях «Крестного отца», а также в фильмах вроде «Лица со шрамом» (ремейке того самого криминального боевика 1930-х) и «Пути Карлито».
Стоит отметить, что Пачино получил свою роль во многом благодаря упрямству Копполы, который пошел против воли Paramount и взял на роль малоизвестного новичка, отклонив кандидатуры куда более известных актеров — Джека Николсона, Роберта Редфорда и Уоррена Битти.
Фильм, спасший карьеру Брандо
Еще один великий актер, многим обязанный «Крестному отцу» — Марлон Брандо. В конце 1960-х его карьера переживала затянувшийся спад, и казалось, что его лучшие фильмы (вроде «Дикаря» или «Трамвая "Желание"») остались позади. Успех «Крестного отца» в итоге привел Брандо к еще одному совместному проекту с Копполой — «Апокалипсису сегодня», тоже ставшему культовым. Кроме того, Брандо снялся в «Последнем танго в Париже» и получил роль в «Супермене» Ричарда Доннера.
Сыграв Вито Корлеоне, Брандо не только получил «Оскара» за лучшую мужскую роль, но и вступил в новый период своей славы. Золотую статуэтку, Брандо, кстати, демонстративно отказался получать — в знак протеста против стереотипизации коренных американцев в Голливуде — и даже не пришел на церемонию вручения. Его обращение к аудитории зачитала Сачин Маленькое Перо, активистка из племени апачей, с которой Брандо был хорошо знаком.
Фильм, превративший Копполу в легенду
Фрэнсис Форд Коппола не был новичком, когда приступал к работе над «Крестным отцом», однако именно в работе над этим фильмом впервые проявился его кинематографический монументализм. Для молодого (на момент начала съемок Копполе был 31 год) и не самого известного режиссера проект стал поворотной точкой в карьере, хотя мало кто ждал от него шедевра на все времена. Съемочный процесс был зачастую нервным и хаотичным: так, сценарий фильма писали сам Коппола и Марио Пьюзо (автор романа «Крестный отец»), но работали они отдельно друг от друга, в разных городах. Для съемок знаменитой сцены с лошадиной головой была использована голова настоящей — недавно убитой — лошади, за что Копполу критиковали защитники животных.
Возникли и проблемы с целевой аудиторией: Лига защиты гражданских прав италоамериканцев, возглавляемая гангстером Джозефом Коломбо, давила на авторов фильма, обвиняя их в насаждении этнических стереотипов, и заодно требовала удалить все слова типа «мафия» и «Коза ностра» из сценария. Но, вопреки всем проблемам, «Крестный отец» стал хитом проката и заодно вызвал шквал восторгов у критиков, в одночасье превратив Копполу в ключевого режиссера 1970-х.
Один из определяющих фильмов Нового Голливуда
Наконец, «Крестный отец» важен и в широкой исторической перспективе — как один из первых и самых важных фильмов эпохи Нового Голливуда, определивший тематические и стилистические траектории развития американского кино на годы вперед. Во многом именно благодаря феноменальному успеху этого гангстерского эпика смогли появиться такие разные фильмы как «Серпико», «Таксист» и «Охотник на оленей».
«Крестный отец» задал моду на мрачные картины с травмированными, морально неоднозначными героями и героинями: такое кино находило широкий отклик в американском обществе, переживающем экономический кризис, Уотергейтский скандал и болезненное поражение во Вьетнаме.