НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Рецензии
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Рецензия на фильм «Сцены из супружеской жизни»

    ,

    Кирилл Горячок делится впечатлениями от одной из главных телепремьер осени — ремейка бергмановских «Сцен из супружеской жизни».

    Каждую ночь Джонатан (Оскар Айзек) — университетский профессор — лежит в постели, листая очередную толстую книгу в ожидании любимой жены Миры (Джессика Честейн). Она поздно возвращается после напряженного дня, устало ложится на свое место и засыпает. Мира работает в крупной IT-компании, почти не бывает дома и фактически кормит всю семью. Джонатан с удовольствием взял на себя обязанности домохозяина — готовит еду, воспитывает замечательную дочь Эву. Жизнь проходит тихо и размеренно, как и положено в «американской мечте». «В чем секрет ваших отношений?», — спрашивает студентка у пары. Те застенчиво улыбаются в ответ. Однажды ночью Мира сообщает Джонатану, что уже полгода встречается с другим мужчиной, а наутро улетает с ним на три месяца в Израиль. Другими словами, она уходит от него, подает на развод. Карточный домик начинает рушиться на глазах.

    «Сцены из супружеской жизни», поставленные Ингмаром Бергманом в 1973 году, воплотили в себе всю сложность и многообразие художественного мира великого режиссера. По факту, это экранизированная пьеса, имеющая автобиографические мотивы и исследующая отношения между мужчиной и женщиной, мужем и женой. Та степень откровенности, с которой Бергман и актеры Лив Ульман и Эрланд Юзефсон рассказали историю одного брака, в дальнейшем вдохновила очень многие картины о замужестве и его угасании. «Сцены из супружеской жизни» показали, как можно говорить об изменах, обидах и подлинных чувствах. С тех пор, впрочем, мало, кто приблизился к картине Бергмана — ее камерность и в то же время многослойность погружают зрителя в какой-то особый мир соприкосновения женского и мужского начал во всех их крайностях и сложностях.

    Израильский режиссер Хагай Леви, конечно, тоже давно испытывал влияние «Сцен супружеской жизни». В его сериале «Любовники» уже хорошо чувствовалось это внимательное следование за диалогом мужчин и женщин, глубокий интерес к теме взаимоотношений полов. Для Леви в основе жизни лежит этот конфликт между двумя полюсами, и режиссеру страшно интересно наблюдать и исследовать его. Поэтому закономерно, что именно он взялся за американский ремейк Бергмана. И, нужно сказать, ему многое удалось воспроизвести очень удачно.

    Действие новых «Сцен из супружеской жизни» переносится в современную Америку и показывает типичную семью, знакомую по многочисленным сериалам. Уже в первом эпизоде бросается в глаза самое важное отличие ремейка от оригинала — вещи. Бергман старался сделать «Сцены» как можно более минималистичными, его зритель вообще не обращает внимания на интерьеры, мизансцены. Все внимание приковано к двум актерам, распаду, который они мастерски изображают на экране. Леви же отклоняется в сторону размышлений о капитализме, потреблении, роли вещей в повседневной жизни. Жизнь Джонатана и Миры наполнена объектами, герои постоянно находятся в окружении посуды, книг, одежды. Мире страшно тяжело собрать вещи, чтобы уйти из дома. Она бросает что попало в огромный чемодан, считая, что все это обязательно должно пригодиться. Основа и опора ее жизни держалась на этом обладании, достатке. И теперь, при расставании, все приходится переворачивать верх дном. Это хороший и интересный поворот темы, который подталкивает к мысли о том, что сам современный брак зачастую превращается в товар. По сути, Джонатан и Мира на протяжении сериала и стараются вернуть себе утраченное чувство подлинности, давно покинувшее их в безмятежном существовании полного достатка и довольства.

    Кадр из сериала "Сцены из супружеской жизни" (2021)

    Герои Бергмана тоже были весьма обеспечены и эрудированы, однако оригинальные «Сцены» почти не касались этой темы. Там поиски былой страсти мужем и женой основывались на глубоком экзистенциальном кризисе, страхе смерти, бессмысленности существования. Режиссер Леви не стал копать так глубоко, своих героев он держит на вполне материальной почве. Интересно, что хотя сегодня границы дозволенного на экране значительно расширились с 1970-х годов, новые «Сцены» все равно смотрятся куда целомудреннее, чем бергмановские. Да, здесь говорят о полиамории, бисексуальности и других сексуальных опциях, но сути это, в общем, не меняет. И дело, пожалуй, в актерах.

    Джессика Честейн и Оскар Айзек прекрасно сыгрались, оба работают на пределе возможностей. Камера постоянно находится перед ними, и артисты выдерживают это напряжение блестяще, нет ни единой фальшивой секунды. Однако, сравнивая их с Ульман и Юзефсоном, понимаешь, сколь огромна разница между ними как профессионалами. Честейн и Айзек замечательно играют внешнюю драму, эмоции, боль, страсть. Бергмановские артисты при этом выворачивают наружу и душу, внутреннее содержание своих героев, которое амбивалентно, зачастую порочно, сложно. Поэтому за ними гораздо интереснее наблюдать: они удивляют, пугают, отталкивают. Честейн и Айзек же вызывают оба лишь симпатию и сочувствие, их диалоги волнуют, но не трогают по-настоящему. Поэтому, конечно, новые «Сцены» не проникают на ту территорию, куда мог запросто добраться Бергман и его артисты.

    Впрочем, стоит только перестать сравнивать ремейк с оригиналом, как новые «Сцены» заиграют совсем другими красками. Это замечательно сделанный и написанный сериал, который очень точно передает ощущение распада, крушения внешне стабильной и гармоничной связи. Кроме того, режиссер Леви постоянно напоминает зрителю о том, что все это понарошку — каждый эпизод начинается со сцены на съемочной площадке, где Честейн или Айзек входят в роль, в ожидании команды «Мотор!». Эта степень условности позволяет новым «Сценам» быть с одной стороны доступнее и легче, чем оригинал, с другой — универсальнее. Подключиться к драме Джонатана и Миры на самом деле куда проще, чем к отношениям Марианны и Юхана. Видимо, потому, что упростился сериал — а может, и само время?

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    На сервисах Viasat стартовал сериал «Чаки» — продолжение культовой слэшер-франшизы «Детские игры». Дмитрий Соколов нашел пять причин, чтобы поближе познакомиться с новыми похождениями кровожадной куклы.

    В прокат выходит новый фильм Пола Шредере, сценариста «Таксиста» и режиссера «Дневника пастыря». О том, какой получилась новая работа одного из самых влиятельных авторовэпохи «Нового Голливуда», рассказывает Дмитрий Соколов.

    На этой неделе в прокат выходят «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, успевшие поучаствовать в основном конкурсе Канн. Впечатлениями от экранизации бестселлера Алексея Сальникова делится Кирилл Горячок.

    другие Рецензии

    В прокат вышел психологический триллер о лучших подругах, ставших злейшими врагами. Дмитрий Соколов делится впечатлениями от мрачной истории про борьбу двух отчаявшихся женщин.

    В прокат выходит драма Маттео Гарроне, получившая в Венеции приз за режиссуру и премию Марчелло Мастроянни. О новой работе постановщика «Гоморры» и «Страшных сказок» рассказывает Кирилл Горячок.

    В прокат выходит боевик Уильяма Юбэнка с Расселом Кроу. Максим Бугулов выяснил, насколько успешным оказался визит режиссера сай-фая «Сигнал» и хоррора «Под водой» на территорию экшена.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.