Глобальный катаклизм уничтожил человечество. В бункере НИИ, предусмотрительно созданном как раз на такой пожарный случай, робот — Мать (голос Роуз Бирн в оригинале) — выбирает один человеческий эмбрион из 63 тысяч и, поместив его в высокотехнологичный инкубатор, производит на свет Дочь (Клара Ругор). Когда девочка подрастает до возраста, в котором уже можно обсудить с Матерью идеи Канта и слезинку ребенка, в бункер стучится Женщина (Хилари Суонк) — она ранена и нуждается в неотложной помощи. Впустив гостью вопреки правилам технической безопасности, Дочь закономерно начинает сомневаться в том, что говорила ей Мать — люди, стало быть, вымерли не все поголовно, и воздух снаружи вовсе не смертельно токсичен.
Оригинальное название режиссерского дебюта Гранта Спьютора, I Am Mother («Я — мать»), говорит о картине если не всё, то почти всё: это старая добрая философско-гуманистическая фантастика, которая пляшет от Азимова (как минимум) и затем вытанцовывает на костях штампов и запылившихся идей — где-то между вторым «Терминатором» Джеймса Кэмерона и остроумным постсайфаем Алекса Гарленда «Из машины», сопоставимым, к слову, с лентой Спьютора по проблематике и герметичности (но и только). «Дитя робота» располагает перспективными вводными — сам факт присутствия сценария в «Черном списке» вроде как обещает нетривиальную историю. Увы, хватает режиссера Спьютора и сценариста Майкла Ллойда Грина лишь на пережевывание давным-давно обкатанных идей и, пусть и не прямое, но цитирование. Где-то проскочит Ридли Скотт с его ненадежными андроидами из «Бегущего по лезвию» и «Чужого». Где-то — уже упомянутый Кэмерон, ну и без Кубрика, разумеется, дело тоже не обходится.
Проговаривание банальностей многозначительным тоном и убаюкивающий темп — не единственные вопросы к фильму. Не совсем понятно, например, как девочка-подросток, вымуштрованная роботом (пусть и по методикам, вобравшим в себя все лучшее из того, что породил коллективный человеческий разум), приобрела сноровку, которую мог дать лишь реальный живой опыт и которой неоткуда было взяться в благоустроенном бункере с роботизированной воспиталкой. И в целом Дочь производит впечатление чересчур социально адаптированного ребенка — с таким-то счастливым детством.
Впрочем, несмотря на то, что I Am Mother — очередная байка о благих намерениях, которыми вымощен путь в ад, и об угрозе неконтролируемой эволюции искусственного интеллекта, о которой кто только ни говорил (от того же Кэмерона до Стивена Хокинга), фильм оставляет примерно такое же приятное впечатление, как подборка сайфай-арта умеренной оригинальности. Даже постапокалиптические ландшафты выглядят здесь дешево и трогательно, будто в музыкальном видео или рекламном ролике (Спьютор, кстати, до кино как раз рекламой и занимался). И если бы не набившие оскомину трюизмы вкупе с колыбельным темпоритмом, «Дитя робота» вполне могло бы стать для гуманистической фантастики порцией свежей крови, каковой прошлогодний «Апгрейд» (еще один австралийский фильм, снятый дешево и сердито) стал для старого доброго киберпанка.