Француз Мишель Хазанавичус получил широкую известность благодаря признанию в любви Голливуду немого периода, выполненному в форме фильма: черно-белая лента «Артист», вышедшая в 2011-м, получила три «Золотых глобуса» и пять «Оскаров». В новой ленте кинематографист опять признается в теплых чувствах — правда, теперь речь идет о французской «Новой волне», а само романтическое послание Хазанавичус обильно приправляет иронией.
1967 год. 37-летний Жан-Люк Годар (Луи Гаррель), уже успевший создать себе репутацию лентами «На последнем дыхании» и «Презрение», считает себя старым. Режиссер снимает «Китаянку», которую встретят не слишком приветливо, и вступает в брак со звездой фильма — 20-летней Анн Вяземски (Стэйси Мартин). Молодожены любят друг друга, но у Годара кризис: ему кажется, что он должен переизобрести себя. Между тем поклонники требуют от Жана-Люка смешных фильмов и Бельмондо. Анн старается поддерживать супруга, тем не менее, союз постепенно распадается.
Кто-то из критиков ругает Хазанавичуса чуть ли не за осквернение образа Годара — или как минимум за неуважение к Жану-Люку; другие, напротив, утверждают, что Мишелю удалось практически невозможное: в его фильме классик французского кино якобы превращается в живого человека. Правда находится где-то посередине. О неуважении говорить не стоит, Хазанавичус, можно предположить, относится к Годару с величайшим почтением, просто свое отношение выражает вот так — с усмешками и шутками. Человек из классика действительно получился, но, по всей видимости, совсем не тот, что есть на самом деле. И штука даже не в том, что Хазанавичус рассказывает о сравнительно непродолжительном периоде из жизни Годара, а не снимает полноценный биопик. Загвоздка в том, что создатель «Молодого Годара» становится на сторону одной из участниц событий.
Источником вдохновения для Хазанавичуса стала автобиографическая книга Анн Вяземски — и в результате именно актриса превратилась в главную героиню фильма. Вроде бы грех жаловаться, Мартин отлично справляется с поставленными перед ней задачами, Анн в ее исполнении выглядит одновременно уязвимой, хрупкой и решительной. Другое дело, что Годар (персонаж, пожалуй, поинтересней, чем Вяземски) у Хазанавичуса оказывается на периферии. Что там на самом деле происходило в голове у выдающегося кинематографиста — неведомо, да в его голову, собственно, никто и не лезет. Хазанавичус предпочитает ограничиться любовно нарисованным, но все-таки шаржем. Годар у него в фильме изъясняется слоганами и пребывает преимущественно в одном и том же режиме обиды на весь мир. И — нет, это не претензия к Гаррелю, а особенность, вызванная выбором точки обзора. Впрочем, другого выхода, наверно, и не было: сложно предположить, что сам Годар хотя бы минимально заинтересовался этим проектом и дал авторам возможность посмотреть на ситуацию под другим углом.
Нельзя также не отметить, что Хазанавичус снимает свое кино о Годаре, выступавшем против буржуазного кино, работая на стыке двух самых буржуазных жанров: мелодрамы и комедии. Мишель — мастер стилизации (что показал еще «Артист»), простую историю о неудавшемся браке он пересыпает отсылками к фильмам самого Годара: вот характерные монтажные переходы, вот негатив, вот еще титры, не соответствующие звучащему тексту. Но в случае с «Молодым Годаром» все эти приемы кажутся пустым выпендрежем. Как и «Артист», новая работа Хазанавичуса — симпатичная безделушка: стоит избавиться от эффектного фантика, и выяснится, что всерьез тут и поговорить не о чем.