НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Рецензии
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Рецензия на фильм «Анна Каренина. История Вронского»

    , 7

    Кирилл Горячок посмотрел очередную экранизацию романа Толстого «Анна Каренина» в интерпретации Карена Шахназарова и считает, что кино кратко и весьма нескучно пересказывает книгу.

    Прошло 30 лет с момента кончины Анны (Елизавета Боярская). Ее возлюбленный Вронский (Максим Матвеев) все еще не может справиться с утратой. В разгар Русско-японской войны он попадает в госпиталь, где его врачом оказывается Сергей Каренин (Кирилл Гребенщиков). Все эти годы их обоих преследовал призрак Анны, жажда понять, что привело ее к трагическому решению. Сергей просит Вронского рассказать, что же случилось на самом деле.

    Решение Карена Шахназарова вопреки всему выпустить в прокат полнометражную версию своего же сериала «Анна Каренина. История Вронского» после его трансляции по телевидению, изначально вызывало здоровый скепсис. Окупиться проект никак не сможет, но режиссеру, который до этого никогда над телепроектами не работал, очевидно, было важно рассказать историю и в традиционном для себя формате. И, пожалуй, полный метр гораздо эффективнее демонстрирует первоначальный замысел Шахназарова, который так сложно разглядеть в сериале.

    Название картины подсказывает, что ее центральной фигурой, по всей видимости, должен быть Вронский, именно из его слов зрители узнают о его романе с Карениной. Однако не стоит обманываться, «Анна Каренина» Шахназарова, хоть формально и отталкивается от опустошенного полковника Вронского, насколько возможно точно следует роману Толстого. Впрочем, сухой экранизацией фильм не назовешь. Анна Каренина в интерпретации Боярской и Шахназарова предстает вовсе не светской дамой XIX века, измученной социальными условностями, но вполне себе современной деловитой девушкой, знающей себе цену и попусту не заламывающей руки. На ее фоне остальные персонажи, и в частности Вронский, о котором вроде бы должна была идти речь, выглядят если не ничтожно, то определенно скупо и неинтересно.

    Однако «современность» главной героини мало имеет значения, по причине того, что Шахназаров вовсе не ищет актуальных коннотаций ее образа сегодня, но с едким чувством ностальгии рассказывает об историческом прошлом. Его «Анна Каренина», прежде всего, признание в любви эпохе роскошных балов, героических сражений, чести и возвышенных чувств. В наши дни ничего этого для Шахназарова не существует, и подобно Вронскому, оплакивающему свое прошлое, режиссер тоскует по гибели Российской империи.

    «Анна Каренина. История Вронского» вообще вряд ли появилась бы на свет, не будь под рукой Елизаветы Боярской. Если убрать ностальгические фрустрации режиссера, то фильм будет исключительно об актрисе, которая сыграла на экране саму себя: недаром роль Вронского исполнил реальный возлюбленный Боярской Максим Матвеев. В целом паре удается сохранить дистанцию и органику, тут, скорее, в дело вмешиваются ножницы монтажера, которому пришлось основательно и не всегда в соответствии с логикой повествования порезать восьмисерийный сериал.

    Впрочем, в фильме Шахназарова по-прежнему есть свои сильные места: боевые сцены войны, проходы камеры и красивые наряды. Кроме того, само существование полного метра полностью обезоруживает своего сериального предшественника — смотреть его целиком имеет смысл лишь из большой любви к таланту Боярской. Для всех тех же, кто пропустил сериал вместе со школьной программой, «Анна Каренина» Шахназарова вполне сойдет за нескучное краткое содержание романа.

    другие Рецензии

    Состоялся цифровой релиз второй части «Дюны», вызвавшей восторг как у критиков, так и у зрителей. Об одном из самых громких и кассовых фильмов года рассказывает Дмитрий Соколов.

    В прокат выходит драма о вымышленном споре отца психоанализа и создателя «Хроник Нарнии». О новой работе режиссера фильма «Человек, который познал бесконечность», рассказывает Кирилл Горячок.

    На платформе Amazon Prime Video вышел первый сезон сериала, основанного на хитовой серии видеоигр Fallout. Дмитрий Соколов выяснил, каким получился сай-фай о жизни в Америке после ядерного апокалипсиса.

    КОММЕНТАРИИ 7
    А Черная Пантера будет? Прошло 1200 лет после смерти Анны Карениной Дэвид Летит обратно на землю поняв ,что Чужие очень плохие и прилитев на Землю он понял что вся "черная" жидкость выпущенная на Жокеев долетела и до Земли Смотрите в кинотеатрах страны НОвая рабыня Изаура Марвела, блокбастер от создателя 8 части Рокки (не помню какая там по счету)!
    Интересно ,а вот если бы Черную Пантеру сыграл допустим белый Русский Кирилл Серебренняков ,что бы было?)))
    Вчера ночью клацнул на канал НСТВ,шел Бэтмен 1989 года и я был удивлен когда увидел выступающего перед городом Харви Дента.Он чернокожий был,с усиками е мое )))
    Ну Женщина Кошка Холли Бэрри тоже чернокожая ,дело же не в цвете кожи ,а в том как нам это приподносят!
    ГудГайсГей -нам показывают как а)нарик чернокожий судьба такая б)гей чернокожий сердцу не прикажешь в) боец чернокожий типа Пантеры так с надутыми губками Король
    Не осталось так сказать нормальных чернокожих,желейте так сказать и любуйтесь! ДЭВИД ПРОСТО СКРЕСТИЛ ЧУЖОГО И ЧЕЛОВЕКА и получился Черненький)
    ахах))
    Считаю своим гражданским долгом уравновесить этой статьей многочисленные отзывы в интернете, которые возмущают меня и удивляют – до глубины души. Неужели так мало осталось в нашем, некогда очень одухотворенном обществе, настоящих ценителей искусства?
    Или другое: почему люди ныне - такие злые?
    Я так возмущена, что не боюсь быть грубой: они ведь не боятся! Им нужно дать отпор. Как мелкая саранча, своей многочисленностью - может повалить мощный и прекрасный вековой дуб, так многочисленное быдло может повалить большого художника, с гигантским потенциалом, тонкого и потому, всегда хрупкого.
    Ничего не имею против простого народа, который пьет пиво у экранов и громко радуется забитым голам, во время футбола или плачет во время мыльной оперы. Эти люди не претендуют на роль судей и ни для кого не представляют угрозы. Возмущают меня псевдо-интеллектуалы, считающие себя «знатоками», своим мнением «влияющие» и вместе, своей объединенной катастрофической многочисленностью представляющие нешуточную силу, а потому угрозу – хрупкому, утонченному и очень малочисленному в нашем обществе - таланту.
    Честно скажу, когда я услышала, что Лиза Боярская будет играть Анну Каренину, первой моей реакцией тоже было возмущение: «До чего докатились! Это же будет не Анна, а пластиковый ширпотреб!».
    Следующая мысль: «Как, однако, это смело!» Несмотря на заведомо негативный настрой, я задержалась у экрана. Не могла отойти. Что-то завораживало и притягивало. Плеваться не хотелось. Было любопытно…любопытно…любопытно…
    Дошло до меня не сразу. Фильм проникал в мое существо - постепенно. Как наступает рассвет. Как опускается вечер. Вроде как ничего не происходит… а вдруг осознаешь качественную перемену.
    «А она не так уж и плоха! И вовсе не пустая она… С чего это все взяли?» - я впервые увидела Боярскую совсем другою.
    Буквально, с каждой сценой, с каждой минутой, Шахназаров открывал и открывал для меня - словно выкладывал из тайного сундука, о котором никто до сих пор не знал, все новые и новые несметные драгоценности – совершенно неожиданные, потрясающие, до сих пор скрытые от всех, резервы многоликой и, оказывается, глубочайшей Лизы Боярской.
    Только после финальной серии до меня все дошло сполна. И я АХНУЛА! Не только от восторга - как по-новому, но при этом, глубиной превзойдя все другие версии, как естественно и как современно воплотила Боярская Анну, но и оттого, что была поражена слепоте и глухоте всей страны, включая и меня саму - повесившей на женщину такого масштаба – самую легкую и быструю этикетку «пустой красотки». Никто не утрудил себя подумать дважды. Есть давно заготовленные для нас шаблоны. Если красавица, значит пустышка. И мы – даже люди мыслящие и неравнодушные, к коим я себя отношу - не задумываясь лепим их, убивая тем самым….живое и настоящее.
    Я была ошарашена: как же мы можем непростительно ошибаться в своем коллективном восприятии. С какой бездумной легкостью позволяем стереотипам довлеть над собой!
    Сколько лет – все думали, что бижутерия?! А он, Шахназаров, увидел(!) и нам показал, да еще как показал (!) – оказывается, бриллиант громадного карата и совершенно необычной огранки.
    Прежде с этим самородком работали плотники, с топором в руках, а Шахназаров, словно гениальный ювелир – обнаружил нам тончайшие грани. Поведал, что вопреки бытующему убеждению, совершенная внешне красавица, МОЖЕТ, при этом, быть богата, сложна и многогранна внутри. Нет, ребята, Боярская-Анна - это не «красивая кукла, заучившая и с выражением читающая текст», как вы там наперебой пишите! Не всем дано за силой внешней красоты, рассмотреть – а что там еще тихо сокрыто внутри. После Анны Карениной - не увидеть внутреннюю мощь Боярской может разве что слепой. Или те, в ком включаются мощные защитные механизмы. Зависть. Ревность. Злость. Почему одним – все, а другим – ничего?
    ***
    Меня поразила операторская работа. Каждый кадр - шедевр. Воистину – ШЕДЕВР. Все сдержанно, но мощно. Каждый ракурс – с которого видит сцену Карен – неожиданное открытие. Открытие – в таком, казалось бы, уже вдоль и поперек известном произведении. Многих возмущает: как можно после Зархи и Самойловой…. сметь еще ставить Каренину!
    Я сама обожаю эту первую экранизацию советского кинематографа. И у меня точно так же, была первая реакция: «Как можно после Самойловой....» После просмотра фильма Шахназарова до меня дошло: люди, то был 1967 год! А сейчас – 2017. Зархи показал нам, как видели Анну Каренину Толстого люди той эпохи – шестидесятых годов, того, советского общества. Шахназаров показал нам, как видят Каренину в 21 веке. Не советские люди, а абсолютные эстеты. На съедение всем псевдо-интеллектуалам.
    Особенно обидно читать бездумную критику сидящих на диване обывателей, которым ничего не стоит писать свои «умные» мысли. Это ведь так легко. А кто понимает – КАКОЙ ТРУД был вложен людьми? Ведь «Анна Каренина» - работа не из легких. СОВСЕМ НЕ ИЗ ЛЕГКИХ! Можно только догадываться, сколько внутренних сил, сколько энергии, сколько «крови» и души, и скольких лучших людей, вложено в эту работу! Работали, вероятнее всего – на износ. Эмоционально – на износ. Такая роль – выполаскивает, по другому никак не получилось бы такого шедевра.
    И вот тебе отдача! Всяка мелка сошка позволяет себе потявкать и поплевать в сторону этой, близкой к совершенству, как внешне, так и внутренне - КРАСОТЫ. Красота и талант всегда ранимы: не защитить – преступно. Шахназаров и вся команда, задействованная в фильме, а особенно Боярская – достояние нашей эпохи и нашей страны. Редкое и большое явление.
    Новаторство Шахназарова здесь в том, что он сочетает в этой работе – полотна художника, современное клиповое искусство и все классические ресурсы кинематографа, в результате чего рождается новое слово. Во всех трех подходах – это тончайшая, ювелирная работа. Элегантное торжество изысканности формы и глубины содержания.
    Все те, кто привыкли к кино-версиям, конечно же разочарованы. Не сразу они могут понять новый подход. Между фильмами Зархи и Шахназарова такая же разница, как между портретами художников –Леонардо да Винчи и Рембранта. Каждый из них – гений СВОЕЙ эпохи. Но как все двигается вперед! Можно ли сравнивать музыку Моцарта с музыкой Рахманинова? И то и другое гениально. Разные эпохи. Разные мастера.
    ***
    Прорыв и новое понимание героев и проблемы.
    Герои Толстого изображенные Зархи (1967г) – это портреты Леонардо Дв Винчи. Гениально. Но это 15ый век. И какой скачок вперед, какое развитие – полтора века спустя, мы видим у Рембрандта. Все ускоряется. Всего пол века спустя, те же герои Толстого – в исполнении Шахназарова ( 2017г) – это уже портреты Рембрандта. Те кто понимают разницу – поймут о чем я. И теперь мне понятно ПОЧЕМУ, после Зархи и всех других режиссеров, Шахназаров был так смел: ему было ЧТО сказать! Здесь нет конкуренции – кто лучше снял. Здесь есть прогресс и развитие художественного слова и его восприятия.
    Снова и снова поражаешься – силе самого Толстого, написавшего то, что лучшие люди планеты - до сих пор постигают. Почти полтора века спустя – лучшие люди современности, только лишь приближаются к тому, чтобы его ПОНЯТЬ. Алексей Вронский – другой. Оживший. Вышедший из шаблона. Это в примитивных фильмах прошлого герои были плохие и хорошие. Или разложены по категориям. Здесь все бабники, здесь праведники, здесь лжецы, здесь добрые.... Сложность характеров Толстого впервые передана у Шахназарова на уровне, достойном 21-го века. Много лет было мне мучительно непонятно.... много, много непонятно.... Теперь я не сомневаюсь, что Вронский любил Анну, кто бы что бы ни говорил, как только может любить мужчина. Проблема состояла в том, что Анна заболела, а он, Вронский нет, у них были неравные позиции.
    А она заболела потому, что общество именно на нее, на женщину устремило свое жало и свое наказание. Вины Вронского в этом нет. И защитить он ее не может: он один против всех. Каренин, которого здесь мы видим совсем иначе, чем у Зархи – благородный, респектабельный человек, с большой душой, хоть и САМ прощает свою жену, но общество ему НЕ ПОЗВОЛЯЕТ прощать. Машина не Каренин – а общество и его устоявшиеся закоренелые бездумные нравы.
    В этом смысле сам Шахназаров и вся группа, работавшая с ним над фильмом – и есть Анна Каренина. Общество бездумно сжирает... по стереотипам.
    ***
    Игра света и тени в жизни души Карениной исполнена Боярской с таким же трепетом и многоликим звоном, с каким играют свет и тени в густых аллеях Ясной Поляны. Главное же, как все естественно, как органично. Хоть у Толстого ничего не сказано про голос Анны, я допускаю, что жила такая «Анна» - именно такая и именно с таким оригинальным голосом и с таким обаянием и с такой душой. Драма Анны представлена Шахназаровым, как никогда прежде – близко к истине. Владимир Соловьев сказал в эфире своей программы, по окончании фильма: «Боярская превзошла сама себя в этой роли!»
    Я скажу так. Это не Боярская превзошла себя, это наконец Боярской дали шанс – проявить себя и показать, какая она на самом деле. Наконец нашелся режиссер, который способен работать с этой редчайшей актрисой – не как коза с баяном. Когда козы играют на баяне – баян кажется «никаким». Стоит взять баян в руки – серьезному мастеру – тогда совершенно другое дело получается. Боярская всегда и была глубочайшей, просто до Шахназарова – некому было это раскрыть. И расправить перья - ее глубине.
    Про сцену со скачущими лошадьми и замедленной съемке – уже сказал Владимир Соловьев и повторяться не буду. Сильно. Что тут говорить?!
    Про то как в карете ведет себя Боярская-Анна, в последние минуты жизни Анны – скажу так: поразительно-естественно, неожиданно-по своему, правдиво, настояще, прожито-пропущено через себя капитально... Ос-тол-бе-неть! Наша копилка великого – пополнилась новой, свежей, современной Гордостью. Это СОБЫТИЕ в мировой культурной жизни 21го века. Новорожденная жемчужина - нашей страны. Всем, кто этого не может оценить – пусть будет стыдно.
    Восхищена вашим комментарием.В моей голове были те же мысли, только я не умею так красиво излагать,как вы.Спасибо вам!

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.