Режиссер Сунил Датт, 1964
Вероятность того, что вы хоть что-то слышали об этой картине, стремится к нулю, ведь речь идет о черно-белой картине индийского производства, лишенной, к тому же, всех примет Болливуда. Работа Сунила Датта, который значится в титрах и как режиссер, и как исполнитель единственной роли, занимает, тем временем, особое место в киноистории. Именно «Воспоминания» считаются первым полноценным фильмом с одним персонажем — по этому поводу картине отвели соответствующее место в «Книге рекордов Гиннеса». С пометкой «художественный фильм с наименьшим количеством актеров».
Сон / Sleep
Режиссер Энди Уорхол, 1964
Пять часов двадцать минут — хронометраж неподъемный. Из тех, что заранее отбивают у зрителя желание знакомиться с содержимым. Но Энди Уорхолу, главному экспериментатору и провокатору прошлого века, на эти азы кинобизнеса было, ясное дело, плевать. Чтобы громогласно объявить свой «Сон» анти-фильмом, он лишил его сюжета, звука и цвета, а хронометраж нагонял банальным дублированием целых частей. Результатом стал ожидаемый (и вместе с тем — оглушительный) анти-успех: лишь семь человек досидели до финальных титров на премьерном показе, однако пример Энди Уорхола оказался до безобразия заразительным. Взять хотя бы британский проект, который вышел четыре года спустя под названием «
Самый длинный и бессмысленный фильм в мире»: чтобы с ним ознакомиться, вам придется сидеть у экрана двое суток без перерыва на сон.
Режиссер Тед Котчефф, 1966
Несмотря на то, что основой для «Человеческого голоса» стала одноименная пьеса самого
Жана Кокто, а единственную роль исполняет сама
Ингрид Бергман, эта картина никогда не демонстрировалась на широком экране. Историю отчаявшейся женщины, которая весь фильм общается по телефону с возлюбленным — накануне его свадьбы с другой, — Тед Котчефф снял специально для телевидения. Как финальную серию проекта ABC Stage 67. Спустя два десятилетия та же пьеса Кокто вдохновит
Альмодовара. Переключившись с драмы в свой любимый режим «эксцентрическая комедия» и значительно расширив список героев, испанец сделает один из лучших фильмов в своей карьере — «
Женщин на грани нервного срыва».
Режиссер Бернар Кейзанн, 1974
Когда в современных киношколах объясняют, как не стоит делать кино, перечисляются чуть ли не все элементы, использованные в работе француза Бернара Кейзанна. Одинокий герой не произносит в фильме ни единого слова. А еще много курит и бесцельно бродит по городу под закадровый женский голос, непрерывно озвучивающий его мысли — о бренности бытия, бессмысленности взаимодействия с окружающим миром и равнодушии к собственной жизни. Честное описание этого фильма звучит как пародия на европейский артхаус. Однако набившие оскомину элементы высоколобого «кино не для всех» в «Человеке, который спит» работают. И работают безупречно. Плавно сменяющиеся кадры Парижа и несмолкающий женский голос действуют почти как буддистская медитация, и ближе к финалу так и тянет прикрыть глаза, сделать глубокий вдох и согласиться с героем: «Что бы ты ни делал, куда бы ты ни шел, все, что ты видишь, не имеет значения; все, что ты делаешь, — тщетно».
Режиссер Стив Биндер, 1975
В 1976-м, когда
Джеймса Уитмора, исполнившего в этой картине главную роль, номинировали на премию «Оскар», киношные аналитики не без иронии отмечали, что это третий случай в истории мирового кино, когда академики решили почтить номинацией весь актерский ансамбль (первые два — «
Игра навылет» и «
Кто боится Вирджинии Вульф?»). Фильм, посвященный 33-му президенту Соединенных Штатов Америки Гарри Трумэну, интересен еще и тем, что на его создание были потрачены сущие гроши. Не было потребности ни в декорациях, ни в репетициях, ни в большой съемочной группе: зарядив камеру пленкой, режиссер заснял уже готовый спектакль, который шел на сцене театра «Мур» в Сиэтле.
Режиссер Роберт Олтман, 1984
Каждое десятилетие, начиная с 1970-х, в Америке стабильно снимают две-три картины, в которых фигурирует ее самый скандальный президент Ричард Никсон, чья карьера завершилась единственной в истории страны добровольной отставкой. Одной из первых в этом списке значится уже подзабытая «Тайная честь», премированная в свое время на Берлинском кинофестивале. Ее действие происходит за день до той самой отставки. В кадре — лишь Никсон, блестяще исполненный
Филипом Бейкером Холлом, записывающее устройство, полупустая бутыль с алкоголем и заряженный пистолет.
Режиссер Данкан Джонс, 2009
Дебютный фильм Дункана Джонса, насыщенный визуальными и тематическими отсылками к культовой кинофантастике «
Бегущий по лезвию» и «
2001: Космическая одиссея», представляет собой далеко не типичный пример монофильма. Его даже назвать так можно лишь с определенной натяжкой. Хотя герой
Сэма Рокуэлла обитает на лунной базе «Саранг», расположенной в сотнях тысяч километрах от нашей планеты, а связь с Землей работаем с перебоями, он не то чтобы одинок. Астронавт общается с роботом ГЕРТИ, озвученным
Кевином Спейси, смотрит видеосообщения, полученные от жены, и с удивлением узнает, что на лунной базе есть еще один человек. Еще один Сэм Белл — его абсолютный двойник.
Режиссер Родриго Кортес, 2010
События триллера, посвященного погребенному заживо американскому шоферу, который работает по контракту в Ираке, разворачиваются в режиме реального времени. Фильм Кортеса длится один час тридцать минут — ровно на это время рассчитано количество кислорода в тесном гробу, в котором герой
Райана Рейнольдса открывает глаза в начале картины. Предпремьерный показ, организованный прокатчиками к рамках рекламной акции фильма, проходил в приближенных к сюжету условиях. За исключением того, что помещенных в похожие дубовые ящики зрителей попросили воздержать от телефонных разговоров во время сеанса, а у погребенного героя не было ничего, кроме работающего мобильника и угасающей надежды на лучшее.
Лок / Locke
Режиссер Стивен Найт, 2013
Вторую режиссерскую работу Стивена Найта, который прославился как сценарист «
Грязных прелестей» и «
Порока на экспорт», следует презентовать приблизительно так. Снята за шесть съемочных дней (а точнее — ночей). Удостоена десяти престижных премий и более двадцати номинаций. Повествует о нескольких часах из жизни одного-единственного персонажа, названного в честь британского философа-эмпириста Джона Локка. Жизнь киношного Лока, блестяще сыгранного
Томом Харди, рушится по ходу фильма, точно ларьки у московских станций метро. Особая прелесть в том, что герой все экранное время проводит в авто, ни разу не отрывая свою пятую точку от сиденья водителя.
Режиссер Джей Си Чендор, 2013
Вслед за своим нашумевшим дебютом — «многолюдным» финансовым триллером об акциях, инвесторах и банковских аналитиках («
Предел риска») — режиссер Джей Си Чендор выпустил эталонный монофильм, в котором количество продюсеров в семнадцать раз превышает количество персонажей. Потому что герой в «Не угаснет надежда» один, и в списке задействованных актеров — никого, кроме
Роберта Редфорда. В роли антагониста, без которого немыслимо создание напряженной драматической ситуации, выступают не требующие упоминания в титрах силы природы: главный герой вступает в единоборство с самим океаном — несговорчивым, бунтующим и безбрежным.
А вот картина с Рэдфордом, хоть и неплохая, особых впечатлений не оставила.