«ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНТСТВО «ЛУННЫЙ СВЕТ» (1985-1989)
Внимание зрителей Уиллис привлёк, как комедийный актёр. В титрах «Лунного света» он шёл вторым после красавицы и звезды Сибилл Шеперд. Его Дэвид Эддисон будто сбежал со страниц бульварного чтива — очаровательный, отчаянный, не замолкающий ни на минуту балагур с расширенными комедийными полномочиями, слегка хамоватый, эгоистичный частный сыщик, конечно, лентяй. У Брюса ещё достаточно волос на голове, чтобы поставить дерзкий хохолок, а у авторов сериала очень тонкие отношения с детективным и комедийным канонами, от которых они регулярно сбегают в совершенно невероятные дебри. «Лунный свет» всегда был про то, что клише нужны для того, чтобы их ломать — потому сначала сценаристы смело ерничают над обкатанными сюжетными ходами, а когда начинают скучать — регулярно сводят сериал с ума, то выламывая четвёртую стену, то отправляя героев в странные командировки — к Шекспиру или в эпоху чёрно-белого кино. И если срок годности злодеев, как правило, карикатурных, давно истёк, то харизма и химия главных героев работают до сих пор. Сериал продержался в эфире пять сезонов, нарезал гэгов-заготовок на тридцать лет вперёд, дико устал и был закрыт на радость своим звёздам: Сибилл Шеперд погрузилась в материнские заботы, а Уиллис, босяком и в майке, рванул осваивать просторы большого кино.
«КРЕПКИЙ ОРЕШЕК» (1988)
Уже будучи звездой «Лунного света» Брюс Уиллис находит время для съёмок в фильме «Крепкий орешек». Выбор актёра на главную роль казался тогда неочевидным и очень рискованным: легковесная сериальная знаменитость должна была предстать в образе стопроцентного героя-спасителя и одолеть маленькую армию террористов. В восьмидесятые этим занимались в основном актёры, не умеющие не то что шутить, а зачастую и просто улыбаться. Уиллис же играет МакКлейна с оглядкой на своего персонажа из «Лунного света»: практически не замолкает и выглядит простым смертным, скорее, героем поневоле, чем рыцарем без страха и упрёка. Так рождается один из культовых героев боевиков, добравшийся — увы! — в новом веке даже до Москвы, а сам фильм становится золотым стандартом жанра и законодателем моды.
«КРИМИНАЛЬНОЕ ЧТИВО» (1994)
Про «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино давным-давно всё сказано: современная классика, один из самых влиятельных фильмов своего времени, исключительный случай, когда фамилия режиссёра становится нарицательной и обозначает целое направление в кинематографе. Однако не все замечают, что Тарантино не только заговорил новым киноязыком и прославился умением воскрешать звёзд прошлого, но и всегда придумывал своим актёрам новые амплуа. Именно он придумал Уиллиса таким, каким он предстал в его самых громких работах девяностых и нулевых (отдельное спасибо должен, конечно, сказать М. Найт Шьямалан). С оглядкой на всё, чем Уиллис занимался в свободное от боевиков время, Тарантино чётко определил, что актёру тесно в образе ироничного экшнмена, и предложил ему роль хмурого, смертельно уставшего, слегка заторможенного боксёра-неудачника Бутча. Уиллис, кажется, впервые не стесняется играть морщинами и (почти) лысым черепом.
«12 ОБЕЗЬЯН» (1995)
В «12 обезьянах» сумасшедший сказочник Терри Гиллиам докручивает героя Уиллиса из «Криминального чтива» — а заодно и весь жанр постапокалиптического триллера — до максимума, превращая в самопародию. По сути, перед нами тот же хмурый бандит, через колено ломающий свою судьбу каким-то бессмысленным героизмом, но Гиллиам, как всегда, сомневается в реальности происходящего, ставит всем диагнозы и каждую секунду грозит сбежать в комедию — но останавливается в шаге от края, где-то на границе с фантасмагорией. Уиллис окончательно обрастает актёрской мускулатурой и довольно неожиданно становится главной силой картины — причём, важно помнить, картины Терри Гиллиама.
«ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ» (1997)
Один из главных европейских блокбастеров девяностых (пусть и снятый на английском при поддержке голливудского мейджора) и поворотный пункт в карьере талантливого режиссёра Люка Бессона, где-то здесь разменявшего духовные поиски на радость дорогого и блестящего аттракциона. Говорят, согласие Уиллиса сыграть главную роль буквально свалилось на Бессона, который собирался сэкономить на главной звезде, дабы не раздувать и без того большой бюджет постановки. Актёр подвинулся в гонораре, а Бессон получил в своё распоряжение международную звезду высшей лиги. Уиллис не творит в картине драматические чудеса (впрочем, и не отбывает номер), но делает очень важную для Бессона и его «Пятого элемента» вещь — придаёт проекту универсальность и подгоняет его под общий голливудский знаменатель. За это, естественно, можно — а то и нужно — ругать, но не Брюса Уиллиса, а Люка Бессона.
«АРМАГЕДДОН» (1998)
Чемпионский блокбастер главного голливудского мегаломаньяка Майкла Бэя и одно из самых крупных, натёртых до блеска яблок раздора между кинематографом для зрителей и кинематографом для критиков. Фильм собрал в прокате более полумиллиарда долларов, по сути, закрыв дискуссию, а Бэй отвешивает увесистую оплеуху всем, кто ценит в кино глубокую проработку характеров, строгую внутреннюю логику и просто здравый смысл. Уиллис, к тому времени уже попробовавший серьёзную режиссуру, смотрится заложником ситуации и извлекает из фильма единственно возможную выгоду — утверждается в «народном» героическом амплуа и сам превращается в жанр имени себя.
«ШЕСТОЕ ЧУВСТВО» (1999)
На излёте самого успешного своего десятилетия, мучимый целительным похмельем от громкого успеха «Армагеддона», Уиллис закладывает последний крутой вираж в своей карьере — даёт согласие на съёмки в мистическом триллере практически никому неизвестного режиссёра-индуса с трудно произносимой фамилией. Роль не требует особой физической подготовки, но становится главным трюком «Шестого чувства». Как для героя боевиков и гаранта кассового успеха, Уиллис никогда не боялся уйти в тень ради режиссёрского замысла, что в полной мере продемонстрировал именно здесь. «Шестое чувство» становится сенсацией 1999 года: собирает денег даже больше «Армагеддона» (самый кассовый фильм в карьере Уиллиса — $672,81 млн), получает шесть номинаций на «Оскар», включая самую главную — на лучший фильм года.
«НЕУЯЗВИМЫЙ» (2000)
Сотрудничество с М. Найтом Шьямаланом продолжается в «Неуязвимом», тёмном, энигматичном «антикомиксе», где Уиллис в первый и последний раз предстаёт в образе (без)условного супергероя. Шьямалан точно уловил момент больших сомнений и кризиса в главном, практически сакральном, американском жанре комикса. Он развенчивает супергероический миф, приравнивая дар сверхспособностей к проклятию, и во второй раз подряд делает из героя Уиллиса одинокую, трагическую фигуру. В год выхода на экраны фильм чаще ругали, чем хвалили. Все упрёки свелись к тому, что режиссёру не удалось повторить трюк из «Шестого чувства». Хотя фактически именно это он и сделал — снова изобретательно обманул ожидания. С годами фильм оброс культовой славой. Помог Квентин Тарантино, определивший «Неуязвимого» в двадцатку лучших фильмов девяностых. Образ Уиллиса в дождевом плаще во второй половине фильма — одно из самых неожиданных — и при этом адекватных — изображений супергероя в американском кинематографе.
«БАНДИТЫ» (2001)
Досадный коммерческий провал «Бандитов» Барри Левинсона не должен бросать тень на достоинства этого прекрасного фильма. «Бандиты» — прививка хорошего настроение, витамин, горячая чашка бульона, которую следует прописывать при хандре. Это комфортное, как шерстяной плед кино, изумительно написанное и сыгранное. Уиллис здесь по дешёвке продаёт собственную крутизну, соединяя мужские чары с очаровательной глупостью бабника с «остапбендеровской» мечтой об отеле-казино в Акапулько и смокинге, наверняка белом. Представляете насколько надо быть крутым и сексуальным, чтобы к тебе в пару, на комедийную роль, поставили Билли Боба Торнтона.
«ПЕТЛЯ ВРЕМЕНИ» (2012)
Долго ходивший в «молодых и перспективных» Райан Джонсон в 2012 году организует прорыв в высшую лигу, который от него ждали уже после «Кирпича». Для этого он обращается к жанру научно-фантастического триллера про путешествия во времени, на котором погорело много более опытных постановщиков. Удивительным образом, но в отличие от большинства фильмов на схожую тематику, «Петлю времени» можно без труда пересказать и попутно насладиться большим количеством отличных ролей — от повзрослевшего (и загримированного) Гордон-Левитта и его «старой» ипостаси в исполнении Брюса Уиллиса до прекрасной группы поддержки: Эмили Блант, Пола Дано и Джеффа Дэниелса. 2012-й стал самым удачным годом Уиллиса в новом десятилетии: вместе с «Петлёй времени» выходит «Королевство полной луны» — вторая лучшая роль актёра в XXI веке.
Где LAST BOYSCOUT?
Где смерть ей к лицу(цвет ночи, на расстоянии удара, шакал), УИЛЛИСу везло на роли только до середины 90-х, потом уже не то пальто.
80-е это его время , мне так кажется.