Год рождения:
1932 (умер в
2013)
Где именно родился первый ирландский киноактёр, обретший по-настоящему громкую международную славу, остаётся предметом споров. Сам О’Тул заверял, что у него на руках имеются два свидетельства о рождении: согласно одному, он появился на свет в английском городе Лидс, в другом же в качестве места рождения указана Коннемара, что на западе Ирландии. Фамилия, однако, говорит сама за себя: отец актёра, Патрик Джозеф О'Тул, был ирландцем (а мать — шотландкой).
Обучаться актёрскому мастерству О'Тул решил не столько по велению сердца, сколько в надежде познакомиться с наибольшим числом привлекательных девиц; карьера разносчика газет, которой он себя посвящал до того, видимо, этому не способствовала. Так или иначе, в самом скором времени оказалось, что О'Тулу под силу самый высший театральный пилотаж: в возрасте тридцати с небольшим он уже осваивал «Короля Лира», «Отелло» и прочий шекспировский репертуар. В 1960-м О'Тул впервые снялся в кино, а 1962-м последовал главный фильм в его карьере — эпический «Лоуренс Аравийский»
Дэвида Лина. После этого капитального достижения можно было расслабиться: О'Тул не гнушался лёгкого жанра («
Как украсть миллион», «
Что нового, кошечка?») и, к примеру, сотрудничества с
Тинто Брассом («
Калигула»), хотя время от времени и решался зафиксировать на плёнке ту сторону своего таланта, что была лучше известна театралам («
Лев зимой», заодно ставший одной из главных «поздних» ролей
Кэтрин Хепберн). Последнюю крупную роль сыграл в трагикомедии
Роджера Мичелла «
Венера»; но, помимо обязательного выступления в образе «стареющего актёра», находил время и на менее обязательные развлечения вроде «
Трои» или озвучивания «
Рататуя». За «Венеру» получил свою последнюю номинацию на «Оскар», оставшись, однако, без статуэтки — точнее, с единственной, «почётной», за достижения всей карьеры.
Ещё один выдающийся актёр с шекспировской закалкой: карьера уроженца дублинского пригорода Кабра началась под кураторским надзором
Лоуренса Оливье. Уже в младые годы Гэмбону выпал шанс сыграть роль второго плана в постановке «Гамлета», главная партия в котором досталась как раз О'Тулу; а уже в 1960-е годы актёру постепенно начинают доверять крупные роли — его любимым образом на тот момент был Отелло. Собственно, именно с экранизации любимой пьесы началась кинокарьера Гэмбона: в «
Отелло» в постановке
Стюарта Берджа Гэмбон мелькнул в массовке (заглавная роль, разумеется, досталась Оливье, а Дездемону сыграла
Мэгги Смит).
Несмотря на то, что вскоре Гэмбон начинает регулярно сниматься для британского ТВ (а иногда и для большого экрана), по-настоящему значительных экранных ролей у него не случается ещё пару десятков лет. Переломным можно назвать появление в телешоу BBC «
Поющий детектив» — то ли осовремененном нуаре, то ли трагифарсе о несчастном исписавшемся писателе, который в мыслях переносится в мир собственных детективных романов. За мощным образом главного героя явно чувствовалась «старая закалка» Гэмбона, выросшего в эпоху расцвета «чёрных» криминальных фильмов. Ну а вскоре последовала самая эксцентричная из всех экранных ролей актёра — Вор в «Поваре, воре...»
Питера Гринуэя. Здесь Гэмбону досталась возможность основательно проработать новое амплуа: настолько психопатичных персонажей, рискнём предположить, не так уж много в истории кинематографа вообще. Гэмбону немедленно стали предлагать более-менее похожие роли (вроде спятившего генерала в «
Игрушках»
Барри Левинсона), но второй свой важный экранный выход он совершил уже в 2000-х годах, и совсем перед другой аудиторией, сменив скончавшегося
Ричарда Харриса (также ирландца) на посту директора Хогвартса в последних фильмах поттерианы. Нуаровый шпик, маньяк-пожиратель и главный волшебник в мире — неплохой диапазон даже по шекспировским меркам.
Уроженец Дублина Бирн в актёры попал почти случайно: выходец из бедной семьи (мать — медсестра, отец — рабочий) получил суровое католическое образование и в подростковые годы планировал стать священником. Затем Бирн также пробовал себя в качестве учителя, и именно это занятие, которому он посвятил почти весь свой третий десяток лет, стало переломным. В один прекрасный день ученики подошли к Бирну с предложением возглавить школьный драматический кружок. Тот согласился, и вскоре обнаружил в себе серьёзный интерес к актёрской игре как форме самовыражения.
Карьера Бирна началась с роли в историческом фэнтези
Джона Бурмана «
Экскалибур» — в картине, претендующей на звание максимально точной экранизации «артуровского цикла», начинающий лицедей сыграл Утера Пендрагона. «Разгон» в течение следующего десятилетия привёл к первому «громкому» фильму в карьере Бирна — «
Перекрёстку Миллера». За издевательским нео-нуаром Коэнов последовал куда более увязанный на текущие 1990-е (в смысле и стилистики, и времени действия) нео-нуар «Подозрительные лица». Именно на этих двух лентах, в основном, и держится массовая популярность Бирна. Актёру доводилось сниматься у великого множества выдающихся режиссёров —
Майкла Манна,
Кроненберга,
Джармуша,
Кена Лоуча — но в основном он предпочитает держаться в тени и строит карьеру крайне непредсказуемым образом. Отметим лишь, что, наряду с актёрством, Бирн регулярно пробует себя в роли продюсера, а иногда также и режиссёра — причём при выборе проектов проявляет себя истинным ирландцем. Так, имя Бирна можно обнаружить в титрах оскароносной драмы «
Во имя отца», посвящённой ирландскому сопротивлению.
Карьеру исполнитель главных ролей в «Списке Шиндлера» и «
Заложнице» сделал, ясное дело, в Голливуде, однако родом Нисон из Северной Ирландии. Родился он в городке Баллимина, получил — разумеется — ортодоксальное католическое воспитание (показательный факт: родители назвали мальчика Лиамом в честь приходского священника), однако уже с младых ногтей выходил на сцену в школьных постановках.
Как и Бирна, на большой экран Нисона вытащил режиссёр «Экскалибура» Джон Бурман: актёру в фэнтези-постановке досталась роль сэра Гавейна. Опыт со съёмочной площадки «Экскалибура» побудил Нисона в скором времени перебраться в Лондон; кроме того, именно там актёр завязал массу полезных знакомств, например, с
Хелен Миррен, с которой некоторое время встречался. Важных больших киноролей на протяжении последующего десятилетия у Нисона не случалось (возможно, самый примечательный фильм периода — милый, хотя и необязательный комиксоид
Сэма Рэйми «
Человек тьмы»). Переезд в Голливуд в 1987-м оправдал себя уже в начале следующего десятилетия, когда Стивен Спилберг предложил Нисону роль Оскара Шиндлера. О том, каким грандиозным успехом пользовался и пользуется до сих пор «Список», нужды говорить нет. Можно разве что отметить, что в выстраивании последующей карьеры (уже в звёздном статусе) Нисон оставался все столь же всеядным: тут и «
Роб Рой», и «
Реальная любовь», и блокбастеры о
джедаях,
титанах и даже
Нарнии. В Британии голливудский уже артист снимается нечасто, однако совсем недавно, в марте этого года, засветился в промо-ролике, направленном на привлечение туристов в полную «забытых сокровищ» Северную Ирландию.
Как и многие свои коллеги-соотечественники, Пирс Броснан родился в небогатой семье и в юном ещё возрасте перебрался в Англию. В ирландской Дроэде Броснана, разумеется, не миновала католическая закалка: будущему «самому элегантному Бонду» даже случалось быть служкой при алтаре. Куда более судьбоносным событием в детстве ирландского паренька, однако, стало знакомство с «
Голдфингером» — Броснан посмотрел лучшую
Коннери-серию бондианы в нежном ещё возрасте вместе с отчимом.
В отличие от многих других героев этой статьи, Броснан обошёлся без промежуточных карьерных фаз — подработок молочником или барменом в местном пабе. Начинающий актёр закончил школу драматических искусств и сходу стал пробовать себя на подмостках. В США Броснан переехал в начале 1980-х и стал сниматься в основном на телевидении; не считая не слишком весомых ролей второго плана, пусть даже и в примечательных фильмах (вроде «
Миссис Даутфайр»), его главным образом на тот момент стал заглавный герой в детективном шоу «
Ремингтон Стил» — один из сериалов, созданных по подобию и на волне успеха «
Детективного агентства "Лунный свет"» (также, как известно, ставшего стартовой площадкой для будущего
экшн-героя). Добрых пятнадцать лет практики в роли человека с пистолетом наперевес Броснану хватило, чтобы не только выдать безупречного Бонда в «Золотом глазе»
Мартина Кэмбелла, но и с достоинством продержаться вплоть до «
Умри, но не сейчас» — предположительно, самой нелепой серии в истории бондианы. Лоска и чувства меры Броснану хватило и на то, чтобы вовремя уйти, и на то, чтобы достойно продолжать — о чём, впрочем, уже недавно шла речь в материале про карьерные достижения бывших Бондов.
Выдающийся актёр, любая биография которого с недавних пор начинается с упоминания о рекордных трёх «Оскарах» за лучшую мужскую роль, по происхождению — на четверть ирландцец, на четверть англичанин и наполовину (по матери) еврей. Отметим, однако, что, отец актёра — известный поэт Сесил Дей-Льюис — родился именно в Ирландии (хотя и от матери-англичанки), а у самого Дей-Льюиса-младшего сейчас есть, наряду с британским, и ирландское гражданство.
Дей-Льюис снимается нечасто и роли выбирает придирчиво — благодаря чему с его фильмографией хорошо знакомы почти все заинтересованные. Сначала была заглавная партия в экранизации «
Невыносимой лёгкости бытия» от постановщика-хамелеона
Филипа Кауфмана. Затем — первый «Оскар» за «
Мою левую ногу» и очередная номинация за «Во имя отца» (в последних двух фильмах Дей-Льюис играет ирландцев), ну а после —
Скорсезе,
Андерсон и
Спилберг. Впрочем, в карьере Дей-Льюиса всё равно остаются позабытые стороны: это и, понятно, незнакомый русскоязычному зрителю театральный бэкграунд (а в течение 1980-х годов актёр в первую очередь посвящал себя сцене), и комедийный выход в «
Звёздах и полосах» ирландского постановщика
Пэта О'Коннора, и душещипательная «
Баллада о Джеке и Роуз», скромно затесавшаяся между «
Бандами Нью-Йорка» и окончательно закрепившей особенный статус Дей-Льюиса в Голливуде «Нефтью». Дей-Льюис предпочитает не распространяться о себе и любит уединение: достаточно вспомнить знаменитую историю о продолжавшемся пять лет «отпуске» от актёрства, в ходе которого артист не появлялся на публике, посвятив всего себя давнему хобби — плотницкому ремеслу. Подобные загадочные детали, разумеется, только лишний раз работают на мощную харизму артиста, уже сыгравшего несколько «главных ролей своей жизни» — и, вполне вероятно, нацеленному на ещё две-три.
Будущий обладатель обаятельной небритости, а также постановщик солидного числа шекспировских экранизаций и нескольких блокбастеров родился в Северной Ирландии. И был воспитан не в католической, а в протестантской традиции. Кроме того, в отличие от многих своих коллег родом из Ирландии, Бране удалось провести сравнительно безбедное детство и рано принять решение о карьере в мире театра и кино. Однако же, какой ирландец без национального самосознания: в школе Бране приходилось скрывать акцент, чтобы не нарваться на хулиганов, и именно тогда он раз и навсегда осознал себя частью своего народа.
Кинематографическую карьеру Брана начал в статусе одновременно режиссёра и актёра. Поднатаскавшись на подмостках в компании «новой волны» британских актёров —
Алана Рикмана,
Джонатана Прайса и прочих — Брана принял решение пойти по стопам великого Оливье и перенёс на экран «Генриха V» Шекспира. Первая же экранная постановка Браны до сих пор пользуется у критиков наибольшим спросом. Простым же зрителям есть из чего выбирать: тут и «
Франкенштейн», и комедии вроде «
Друзей Питера», и ещё великое множество шекспировских постановок во главе с «
Гамлетом», ну и — куда же без него — никак не вяжущийся со всем предыдущим первый «
Тор». Актёрский послужной список у Браны не менее эклектичен — причём в нём то там, то тут попадаются тайные сокровища вроде недооценённой «
Знаменитости»
Вуди Аллена. От «благоприобретённого» в школе английского акцента Брана, надо сказать, так и не избавился.
Родившийся и выросший в городе Корк Мёрфи принадлежит уже совсем к другому поколению; большая часть ирландских «звёзд», перечисленных выше, формировались в 1980-е годы, в то время как карьера голубоглазого героя «
28 дней спустя» стартовала в конце 1990-х-начале 2000-х. Благодаря этому актёру удалось стать одним из скромных героев новой эпохи британского независимого кинематографа. Помимо упомянутой картины
Дэнни Бойла, он сыграл в скромном, но славном «
На краю» ирландского «инди»
Джона Карни, «
Завтраке на Плутоне» ещё одного своего соотечественника
Нила Джордана, наконец, в 2006-м получил шанс поработать с вечно молодым британским патриархом Кеном Лоучем («
Ветер, что качает вереск»).
Самой яркой актёрской работой Мёрфи на данный момент стали, пожалуй, «Диско-свиньи» 2001 года — постановка ещё одной ирландки,
Кирстен Шеридан, по мотивам пьесы
Энды Уолш. Острохарактерная роль «Свина» как нельзя лучше легла на специфическую внешность актёра, а фильм стал одним из главных «независимых» хитов года, если не десятилетия. Неудивительно, что, пока британские и ирландские постановщики по-прежнему предлагают ему «спокойные», положительные роли (как в «
Сломленных»
Руфуса Норриса), в Голливуде он прописался скорее в качестве психопата («
Бэтмен: Начало») — или, как минимум, обладателя лёгких психических сдвигов («
Красные огни»). Тем не менее, сам факт появления Мёрфи на голливудской орбите позволяет некоторым говорить о новой волне «принятия американским кинематографом ирландцев» — под ту же гребёнку аналитики приписывают, кстати сказать, и родившегося в Германии
Майкла Фассбендера (сына немца и ирландки).
Возможно, наиболее «раскрученный» из ирландских актёров нового поколения, Колин Фаррелл ещё и активно эксплуатирует свою национальную харизму. Надо, однако, иметь в виду, что, внешне представляясь идеальным компаньоном для алкогольного тура по Дублину, на деле Фаррелл — уроженец семьи преуспевающего спортсмена, выросший в одном из наиболее респектабельных пригородов ирландской столицы, Каслноке.
«Открыл» Фаррелла мировой общественности не всеми любимый, зато работящий режиссёр
Джоэл Шумахер — у него актёр снялся сначала в военной «
Стране тигров», а затем и в более популярной в народе «
Телефонной будке». Послужной список последующих лет нельзя назвать безупречным (диапазон — от работы с
Маликом и
Стоуном до римейка «
Вспомнить всё»), но он не лишён всё того же небрежного обаяния. К тому же, вспомнив о своих ирландских корнях, Фаррелл в своё время принял дельное решение сняться в дебютной ленте своего соотечественника Мартина Макдонаха; так на свет появился «ирландский инди с человеческим лицом» под названием «Залечь на дно в Брюгге». Создатели «Брюгге», даром что не избежали тлетворного влияния пост-тарантиновского «комедийного боевика», всё же умудрились сделать крепкую чёрную комедию из самых элементарных исходных данных, да ещё и не пожалели экранного времени для славного и очень ирландского дуэта Фаррелла с
Бренданом Глисоном. Стараниями
Макдонаха Фаррелл приобрёл в глазах кинообщественности дополнительные активы, которые закрепил ещё раз работой с соотечественником Нилом Джорджаном («
Ундина»). Тамошний мелодраматический образ пришёлся Фарреллу по вкусу — ещё недавно мелькавший в светской хронике в связи с различными малопристойными скандалами актёр продолжает работать на самую сентиментальную аудиторию в только-только прошедшей на экранах «
Любви сквозь время».
В качестве представительницы самого молодого поколения «ирландского десанта в Голливуде» выберем обаятельную Сиршу Ронан — начавшую сниматься в девятилетнем возрасте (с сериала «
Клиника»), а всего лишь несколькими годами позже удостоенную целого ряда престижных номинаций и премий (в том числе ирландских) за работу в «
Искуплении». Следом за военной драмой
Джо Райта последовала «прорывная» роль номер два в затерявшемся на фоне Средиземья и «
Кинг Конга» (и, видимо на контрасте, многих разочаровавшем) фильме
Питера Джексона «Милые кости».
Впрочем, как ни относись к «Костям» (а также к творчеству Райта, у которого Ронан потом сыграла снова в «
Ханне»), ясно, что главные успехи актрисы ещё впереди. Достаточно того, что её многие заметили, и даже заучили не самое обычное (и совершенно невероятным образом прописываемое, в соответствии с традиционными правилами ирландской грамматики) имя. Делать карьеру Сирше ничуть не мешает и тот факт, что её постоянное место жительства — по-прежнему Ирландия. Среди последних успехов актрисы — выход к самому массовому зрителю в экранизации
Стефани Майер («
Гостья»
Эндрю Никкола), а также привет более утончённой публике — «
Отель "Гранд Будапешт"»
Уэса Андерсона; дальше будет главная роль в режиссёрском дебюте
Райана Гослинга «
Как поймать монстра».
Спасибо, интересная статья.