«МЕТРОЛЭНД»
Экранизация первого романа современного английского классика Джулиана Барнса. Режиссёр-ветеран Филип Савилл меняет структуру оригинала, подавая историю в ретроспективе из 1977 года, берёт в композиторы меланхолично сахарного Марка Нопфлера и отдаёт бенефисную главную роль Бейлу, который моложе своего героя лет на десять. Последнему, по сути, приходится играть три возраста, доказывая в каждом, что актёр он, как говорится, абсолютно не «барнсовский» — скорее уж «макьюэновский». Режиссёрские стратегические промахи меньше всего бьют по Бейлу — а больше всего по Барнсу, который экранизирован, что называется, мимо нот.
«БАРХАТНАЯ ЗОЛОТАЯ ЖИЛА»
Трибьют самой вопиющей и помпезной рок-эпохи от одного из столпов «независимого» американского кинематографа Тодда Хейнса. Стащив ходовую часть несколько формального расследования у «Гражданина Кейна», Хейнс ставит почти оперу о природе такого понятия, как поп-идол. В детали он влюблён ничуть не меньше, чем в своё либретто, из-за чего порой увлекается и отвлекается. Тому же, кто не запутается в подолах и не наберёт полный рот мишуры и блёсток, режиссёр перескажет несколько лет из истории рока, изменив лишь фамилии её героев. Бейл играет роль-функцию наблюдателя и проводника идей, перед которым происходит вычурное действо. Как и у большинства задействованных в «Бархатной золотой шахте» актёров-мужчин, роль эта героическая, из того разряда, когда самоотдача и вживание в образ подбирается к границам человеческого мужества. При этом, как всегда у Хейнса, лучшая партия достаётся женщине — Тони Коллетт, играющей жену Слэйда.
«АМЕРИКАНСКИЙ ПСИХОПАТ»
Экранизация Мэри Харрон стала первой большой американской ролью Бейла. Образ человека с «двойным дном» определяет вектор его голливудской карьеры и формирует амплуа, с которым актёр добросовестно проходит все нулевые: то миллионером с секретной жизнью и одержимым фокусником у Кристофера Нолана, то сломавшейся машиной тоталитаризма в «Эквилибриуме», то ковбоем-неудачником с фальшивым прошлым в «Поезде на Юму». Путь к образу Тёмного рыцаря начинался именно здесь — с выпуклой и полнокровной (как бы иронично это не звучало) роли Бейтмана.
«ЭКВИЛИБРИУМ»
2002 год, первый в статусе голливудской звезды, Бейл отрабатывает двумя героическими образами: охотника на драконов во «Власти огня» и выпавшего из строя ледяного стража порядка в «Эквилибриуме». Если во «Власти огня» ему пришлось мериться щетиной и маскулинностью с бессовестно прекрасным Мэттью МакКонахи, то у Курта Виммера ему выпадает первый сольный выход. Кино безнадёжно провалилось в прокате, но навсегда останется в красном уголке любого фаната дизайнерских футуристических боевиков благодаря хореографическим этюдам ган-ката (откровенно пижонское боевое искусство с пистолетом), галереи фактурных мужиков и двум чемоданам цитат, которыми Виммер фарширует свой сюжет. Тема двойственной сущности героя Бейла здесь цветёт в полный рост, хотя и подана с излишним мелодраматизмом.
«МАШИНИСТ»
«Машинист» стал самым бескомпромиссным вживанием Бейла в образ. Актёр так похудел для роли, что на отметке 54 кг продюсерам пришлось его остановить из соображений безопасности (Бейл был нацелен на итоговый вес 45 кг). Работа в таких физических кондициях видна в каждом взмахе ресниц. Небесталанный режиссёр Брэд Андерсон, чьи лучшие работы сделаны в жанре параноидального триллера, врёт без остановки: выдаёт Испанию, где делался фильм, за необходимую по сюжету Калифорнию (получается очень условное «нигде»); снимает, что называется, между преступлений, заставляя цвести буйным цветом всякие нехорошие мысли под очень хичкоковский саундтрек, и играет в виселицу.
ТРИЛОГИЯ О ТЁМНОМ РЫЦАРЕ
(«Бэтмен: Начало»/«Тёмный рыцарь»/«Тёмный рыцарь: Возрождение легенды»)Кто кому был больше нужен — Бэтмен Нолану или Нолан Бэтмену, уже не разберёшь, как не разберёшь, чей Человек-летучая мышь милее — бёртоновский или нолановский. Бёртон любит всех, но краски больше тратит на злодеев. Крис сосредоточен на Брюсе Уэйне. Все злодеи здесь — не больше, чем «боссы» в конце уровней в компьютерной игре, а главный враг/противник сидит внутри и, в принципе, непобедим. Готовый к любым физическим и моральным перерождениям Бейл в заданной системе координат кажется идеальным выбором (у Нолана вообще идеальный вкус в кастинге). За три фильма ему удаётся побыть Люком Скайуокером, Гамлетом, Говардом Хьюзом, Иисусом и популярным в народе неуловимым мстителем.
«СПАСИТЕЛЬНЫЙ РАССВЕТ»
В первом приближении кажется, что классика Вернера Херцога озаботили героической историей выживания, которую он, несчастный, тащит на себе, скрежеща зубами. Изображающие американских военных актёры работают в каком-то опереточно-агитационном режиме: грубо смеются в голос, хлопают друг друга по плечу и вообще похожи на людей из плохого сериала. Возникает ощущение, что актёры Херцогу мешают; скорее, даже раздражают режиссёра, занятого изучением природы. Вся эта буффонада продолжается до тех пор, пока герой Бейла не начинает терять вес. По мере того, как с него сходят килограммы, а взгляд становится безумным, актёр и природа начинают работать в такт. Херцог заводит фильм в такие дебри, где категории «война» и «свобода» — как ни крути, ключевые для жанра — просто не работают. Есть жажда жизни и мир вокруг — больше ничего.
«ПРЕСТИЖ»
Кристофер Нолан снова плетёт сложносочинённую, многоступенчатую интригу. Выходить за попкорном и просто часто моргать — себе в убыток, можно не собрать все нити. Режиссёр как всегда действует с очень серьёзным выражением лица, хотя купиться на некоторые сценарные трюки временами также сложно, как не купиться. «Престиж» — это фильм-обманка, который, складывается ощущение, весь затеян ради гранд-финала, того самого «престижа». Нолан бросает эту кость, но ни на секунду не становится Шьямаланом. В каждом кадре здесь идёт работа, видна архитектура замысла. Он понимает, что в конце зритель из сноровистых угадает под каким напёрстком шарик, потому занят драмой о наваждении и самоотречении. Бейл со сталью во взгляде играет здесь самую недооцененную из своих ролей, которая отдана в жертву монолитному сюжету. Фильм практически о том же.
«ПОЕЗД НА ЮМУ»
«Поезд на Юму» — исключительный случай, когда большой современный вестерн не суёт нос дальше заявленного жанра. Режиссёр Джеймс Мэнголд, человек с идеальным чувством кинематографического ритма, улучшает одноимённый исходник 1957 года, но делает это исключительно по правилам — чистый жанр и никаких запрещённых приёмов. У актёров к римейку, похоже, свои счёты: Рассел Кроу достал откуда-то из глубины души потухший было блеск, Бен Фостер, Питер Фонда, Логан Лерман и обе женщины, Гретхен Мол и Винесса Шоу, идеальны на втором плане, а Бейл впервые в карьере играет аутсайдера — своего среди чужих, чужого среди своих.
«БОЕЦ»
За роль Дикки Эклунда Кристиан Бейл с первой попытки получает абсолютно заслуженный «Оскар» (за лучшую роль второго плана). Снова аутсайдер, да ещё и перевоспитавшийся — киноакадемия не могла пройти мимо. Стоит напомнить, что именно в том году у «Оскара» начинается бурный роман с режиссёром Дэвидом О. Расселом. Тот долго ходил в перспективных: снял несколько программных «инди», совершил нестыдную вылазку в большой Голливуд — а потом исчез с орбит (имела место долгая и мутная история с невышедшим фильмом «Nailed»), чтобы вернуться с пулемётной очередью из трёх фильмов за четыре года, каждый из которых либо получал, либо ещё получит «Оскар». У Рассела есть грув, остальные его достоинства не столь очевидны. В «Бойце» всё работает настолько легко и непринуждённо, что любой анализ картину только портит. Да, это очень предсказуемое спортивное кино; конечно, про Золушку. Да, здесь великий актёрский ансамбль — от главных звёзд до любой из сестёр Уорда. Но любим мы его, как говорится, не за это.
вместо помощи натыкали "-". странные вы.