в киноидустрии если что и перепадало, то уж совсем откровенные недоразумения (такие, как «
»). Вести полноценный отсчёт карьеры актёра следует с началом следующего десятилетия, к концу которого он станет одной из главных голливудских икон современности. Начиналось всё, однако, с эпизодов (в том числе у
«Джонни-замша», непохожей ни на что, что Питту приходилось играть в дальнейшем.
«Джонни-замша», по совместительству оказавшийся полнометражным дебютом талантливого режиссёра, несколько курьёзен, даже если отвлечься от факта постоянного присутствия в кадре молодого Питта с высоченным рокабилли-коком. ДиЧилло, как и многие его коллеги с аналогичными бюджетами и амбициями, явным образом засматривался в сторону героев «новой волны» и делал в трёх декорациях кино о герое-негерое, в неприхотливом быту которого пытался высмотреть некую особенную гармонию. Питт, в роли Джонни как из под палки тарабанящий свои реплики (и немного оживающий, когда предоставляется случай спеть), в компании ДиЧилло явно чувствовал себя не в своей тарелке. В итоге эти двое, непостижимым образом оказавшись вместе на старте, предсказуемо разбежались в разные стороны: Питт отправился играть главные роли в «
Там, где течёт река» и «
Легендах осени», а ДиЧилло в меру дружественно спародировал его в своём втором — и более удачном — фильме «
Жизнь в забвении».
«Семь» (1995)
С уже упомянутыми мелодраматическими ролями (плюс, разумеется, «
Интервью с вампиром») к Питту пришла слава, которая в дальнейшем и не сходила на убыль; однако же, для вечности актёр впервые сработал в 1995 году, попутно образовав живучий творческий союз с
Дэвидом Финчером. У последнего был за плечами далеко не безупречный третий «
Чужой», у Питта — вампиры и мелодрамы; требовалось нечто уровня «Семи», чтобы не то чтобы перечеркнуть, но явным образом отодвинуть всё происходившее до того в область, предназначенную сугубо для специалистов, ну или безумных фанаток.
Как и с доброй половиной этого списка, с фильмом «Семь» всем, кто испытывает хотя бы умеренный интерес к голливудской продукции, приходится жить уже давно; чтобы не знать, что же оказалось в конце в этой проклятой коробке, нужно, наверное, быть отщепенцем почище большинства здешних персонажей второго плана. Более того — время идёт, а впечатление, оставленное слаженной работой всех причастных к «Семи» (от Финчера с Питтом до людей, от руки писавших дневники Джона Доу для начальных титров), не меркнет: даже с помощью трёхчасового паточного «
Бенджамина Баттона» упомянутый дуэт теперь едва ли кого-нибудь убедит, что мир — прекрасное место.
Ради роли, принесшей Питту первый и пока единственный «Золотой глобус», молодому актёру пришлось основательно попотеть (во всяком случае, если верить
Терри Гиллиаму, который, надо признать, — весьма пристрастный свидетель). Чтобы помелькать на экране в «12 обезьянах», Питт бросил курить и поступил на занятия к логопеду; процедуры эти неожиданно пробудили в нём прекрасного характерного актёра.
Питт выбрал идеальный момент, чтобы посотрудничать с Гиллиамом: как раз середина десятилетия, в котором у режиссёра случился спад авторских амбиций в сочетании с настоящим прорывом в профессиональных навыках. Отчаянно переигрывая в роли дурачка Джеффри, Питт, вне всякого сомнения, замечательно отвёл душу, хотя Джеффри, наверное, было не слишком уютно в компании прочих персонажей, каких актёру приходилось играть в то время — почти исключительно серьёзных (разве что кроме крошечного смешного эпизода в «
Настоящей любви»). Пройдёт ещё немного времени, прежде чем режиссёрская братия в массе своей поймёт, что Питту стоит почаще предлагать подобные роли.
Второй фильм дуэта Финчер-Питт ещё меньше нуждается в каких-то рекомендациях, чем первый: этот фильм был и, что удивительно, продолжает оставаться одним из тех, которые в определённом возрасте хочется учить наизусть и показывать потенциальным девушкам/молодым людям, чтобы понять, стоит ли продолжать иметь с ними дело. Закономерно и правильно, что, сняв готовый у употреблению манифест, Финчер взялся за не претенциозную «
Комнату страха», да и Питт на какое-то время перешёл на роли попроще.
Заслуга всех участников процесса в триумфе «Клуба» примерно равная — если, конечно, исключить
Чака Паланика; всё самое удачное в этом фильме — не благодаря, а вопреки создателю литературного первоисточника. Где Паланик в романе упорно гнёт свою линию, там Финчер внезапно начинает пусть не разговаривать, но снимать изящнее; очень самолюбивая контркультурная самоирония писателя не вызывает неприятия, только перейдя в третьи руки и став просто иронией. Всё, за что можно не любить книгу Паланика, аккуратно вобрал в себя Питт-Тайлер, но не Рассказчик, и в связи с этим особенно правильно, что именно ему не случается дотянуть до первых аккордов «Where Is My Mind».
Первые два фильма
Гая Ричи сегодня было бы куда проще воспринимать, не зная о том, какое количество ужасной белиберды они породили — именно они, а не куда более тонко сделанные американские ориентиры, оглядываясь на которые, работал Ричи. Это, впрочем, не отменяет того факта, что и «
Карты», и «Куш» доросли со временем почти до того же статуса, что и «Бойцовский клуб». Можно было бы назвать их манифестами, но, к чести Ричи, он по крайней мере не проповедует.
Как всем прекрасно известно, выразительно делающий на постере один шаг вперёд из пёстрой массы прочих героев цыган Микки, которого играет Питт, — далеко не главный герой «Куша», хотя, разумеется, и один из ключевых. Ричи, главные режиссёрские удачи которого были, надо полагать, скорее нащупаны интуитивно, догадался подарить актёру возможность подурачиться на «вторых ролях». В итоге Микки стал если не лучшей, то, безусловно, самой известной ролью такого рода во всей фильмографии Питта.
Отвлёкшись в первой половине вновь начавшегося десятилетия на участие в нескольких крайне прибыльных блокбастерах (в первую очередь «
Трое» и «
Мистере и миссис Смит»), Питт одновременно с этим (если не вследствие этого) стал ещё и продюсером. Одним из самых важных результатов этой трансформации (не говоря уж о трансформации из вечного юноши в серьёзного актёра средних лет) стала работа с новозеландцем
Эндрю Домиником, которого Питт приметил после «
Взгляда изнутри» и в умелых руках которого неожиданным образом превратился в героя вестерна.
Впрочем, достоинства «Джесси Джеймса» в качестве вестерна — предмет для особого разговора. Для нетрадиционных фильмов о Диком Западе (а почти любой сейчас становится нетрадиционным) существует удобный термин revisionist western, но то, что делает со своим материалом Доминик, — это не revision, а, наоборот, бережное использование аутентичного каркаса со своими совершенно посторонними целями. В каком-то смысле это вполне соответствует духу «настоящего» вестерна, но
Джон Уэйн бы, безусловно, не одобрил. Его герои, если даже и умирали, то хотели «умереть достойно»; но «достоинство» такого рода — это вообще не про героев Доминика, уж точно не про Джесси Джеймса, выразительно сыгранного Питтом. Персонажей Доминика попросту патологически тянет к смерти, и наблюдение этой патологии со стороны действует на зрителя так же, как на героев: не пугает, но опустошает.
Ещё один яркий эпизод (в данном случае, возможно, даже более яркий, чем фильм в целом) Питт сыграл в фильме
братьев Коэн, посвященном проблеме всемирного идиотизма. Актёр с удовольствием согласился на роль одного из самых безнадёжных идиотов в коэновском злом фарсе, общий посыл которого, наверное, оказался слишком серьёзен, чтобы оставить пространство для проработки деталей.
Общеизвестен анекдот насчёт того, что роль тренера-дурачка Чеда Коэны написали «специально под Питта». Так или иначе, но Чед очень к месту среди насупленных героев картин вроде «Вавилона» или того же «Джесси Джеймса». Снова повторяется история, аналогичная появлению в списке ролей Питта дурачка Джеффри из «Обезьян»; так и тянет добавить, что Джеффри по сравнению с Чедом был опаснее, но смысл фильма (если не всей фильмографии) Коэнов — как раз в том, что это не так. Интересным образом питтовские трагикомичные герои выявляют, кто на самом деле пессимист — вечный неудачник Гиллиам, не теряющий, однако, веры в святой Грааль или Коэны, проделывающие со своими героями (включая Чеда) крайне нелицеприятные вещи и оправдывающие их своим очень горьким человеколюбием.
Лучшая комическая роль Питта, однако, случилась не у бодрого хохмача Ричи и не у желчных Коэнов, а у
Тарантино, в конце 2000-х также переживавшего несколько болезненное «взросление». Идея пригласить Питта на роль предводителя еврейских мстителей-партизан была, сложно спорить, остроумной, и позволила актёру пополнить собственную коллекцию режиссёров-легенд ещё одной важной позицией.
Как и во многих других своих фильмах, Питт, помногу присутствуя на экране, при этом в основном остаётся будто бы на заднем плане — служа не столько тенью, сколько опорой для всего происходящего и всех, кто находится рядом. Тарантино, однако, удалось выжать из актёра и кое-что большее: в качестве номинального и духовного лидера «Ублюдков» Питту удаётся быть не только внушительным, но и — не такой уж частый эпитет в применении к его героям — на редкость колоритным.
Как и в случае с «Джесси Джеймсом», одну из самых важных своих ролей посерьёзневший Питт решил сыграть в фильме, который сам же и спродюсировал. Фильм старательного
Беннетта Миллера может отпугнуть заранее по многим причинам: он серьёзен и даже поучителен — возможно, больше, чем того требует спортивный фильм. Он рассказывает о реалиях, бесконечно далёких от абсолютного большинства русскоязычных зрителей. В итоге за то, что результат вышел не просто смотрибельным, но изящным, так и хочется поблагодарить главного героя.
Но, разумеется, «Человек» держится не только на актёре или актёрах: фильм Миллера бодро несётся вперёд на каком-то удивительном волевом порыве, подгоняемый то ли динамикой, которую не отнять у диалогов
Аарона Соркина, то ли занозами в ненужных местах у всех героев сразу. Как и уже упомянутый «Джесси», «Человек» — фильм, разумеется, не о том, как изменить всё, но скорее о болезненной необходимости двигаться дальше. Но, если героям Доминика двигаться при этом было некуда, в силу чего приходилось подолгу пересиживать за столом и вести натянутые разговоры, то у сыгранного Питтом Билли Бина есть чётко очерченная цель. Спорт — чуть ли не единственная область применения сил на свете, щедро дающая возможность найти себе такую цель и бороться за неё, и это не глупо — скорее романтично. Спасибо «Человеку» за то, что он объясняет это даже бесконечно далёким от бейсбола людям.
Эндрю Доминик внезапно оказался вторым важным режиссёром Питта после Финчера: и, как и в уже описанном выше случае, следом за жанровой зарисовкой (пусть и безупречной) должен был последовать манифест.
Доминик, в отличие от Финчера, не стал профессионалом с холодным взором от рождения. Как режиссёр он то и дело начинает по-детски играться с материалом, но мелкие шероховатости не делают этот образцово-показательный нео-нуар менее привлекательным и, к счастью для него, не дают «Казино» утратить необходимую прямолинейность, нужную в силу жанровой необходимости. Прямолинейности не занимать и герою Питта — живущему, как в «После прочтения сжечь», в окружении невыносимого идиотизма, но, по счастью, умудряющемуся не попасть под его тяжёлые жернова. Это, наверное, не та роль, для которой Питт был рождён, но та, в которой он почти что перестаёт быть звездой в новом гриме и смотрится как влитой. Учитывая пусть не моральный, но интеллектуальный и профессиональный уровень героя, это должно бы льстить юбиляру.
http://www.youtube.com/watch?v=srH94OR1TbU
(http://www.youtube.com/watch?v=G2UVsyVLLcE)
Хотя, что я рассказываю, здесь собрались джентльмены, которые знают толк) Бреда с юбилеем. Отдельное спасибо за Джесси Джеймса и укурка в "True Romance".
_____
"**" не отменяет пункт "*"
С днем рождения, тебя, Брэд! Прости, что разлюбила.
P.S. А как же друзья Оушена?;)) Тоже офигенный фильм
От меня отдельная благодарность за Анджелину, за то, что сделал наконец ее счастливой)
Один из лучших фильмов, с ним и вообще, за последние несколько лет уж точно)...
Похоже, он тут не в почёте. Или он кому-то в этом ресурсе дорогу перешёл? ;D
лучшая тройка на мой вкус: бойцовский клуб, снэтч, знакомьтесь джо блэк.