НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Был бы повод
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    О дивный новый мир

    , 21
    8 августа в российский прокат выходит «Элизиум» Нила Бломкампа — антиутопия о мире будущего, состоящем из элиты и угнетаемого роботами-надсмотрщиками пролетариата. Мы решили вспомнить лучшие образцы этого жанра.

    «Метрополис»



    Величайшее (по распространенному мнению) художественное достижение и при этом последний вздох немецкого киноэкспрессионизма: Фриц Ланг, к тому моменту уже снявший первую серию «Доктора Мабузе» и величественных «Нибелунгов», потратил на съемки почти полтора миллиона рейхсмарок и чуть не обанкротил студию UFA, которая нашла способ ему отомстить — стараниями продюсеров фильм существует сразу в нескольких альтернативных «нережиссерских» монтажных версиях. Более-менее оригинальную версию фильма, длительность которого составляет около двух с половиной часов, случайно обнаружили лишь в 2008 году. 

    В 1927-м «Метрополис» показался некоторым критикам наивным; подобное мнение можно встретить и в наше время, даже среди поклонников Ланга, которые предпочитают его второй безусловный шедевр «М» или нуары американского периода. Но, так или иначе, влияния «Метрополиса» на всю последующую историю кино отрицать нельзя. Фильм, цитаты из которого читаются хоть в комиксах про Супермена, хоть в клипах группы Queen, в итоге отработал-таки каждую вложенную в него рейхсмарку. 

    «Заводной апельсин» 


    1971, США-Великобритания. Реж. Стэнли Кубрик. В гл. ролях: Малкольм МакдауэллПатрик МэгиЭнтони ШарпМайкл Бейтс  

    В 1960-е антиутопия, как жанр сравнительно маргинальный, в основном шла на откуп французской новой волне. Смотреть сегодня и «Альфавилль» Годара, и «451 градус по Фаренгейту» Трюффо, впрочем, не так уж интересно — и там, и там общая канва как-то теряется за отдельными изобретательными частностями. Если уж выбирать для окончательного шорт-листа одну антиутопию от мира «серьезного кино», неизбежно придется остановиться на злом, циничном, смешном и страшном шедевре Стэнли Кубрика — чье людоедское обаяние ничуть не померкло за прошедшие со дня выхода «Апельсина» сорок лет. 

    Действие «Апельсина» разворачивается в мрачном мире будущего, где молодежь общается друг с другом на русифицированном сленге и утоляет жажду с помощью интересной разновидности molok’а. От прочих образцов жанра «Апельсин» отличает отсутствие социальной критики в привычном смысле слова: если забыть о сюжете, даже из внешних образов — от фарфоровых иисусиков, танцующих под скерцо из девятой симфонии Бетховена, до костюмов, в которые наряжаются родители Алекса и сам Алекс, — можно считать неутешительный приговор не какому бы то ни было социальному строю, а всему человечеству разом. 

    «Безумный Макс» 



    Громкий международный успех «Безумного Макса» — любопытное, на самом деле, явление: этот фильм с на тот момент еще не голливудским, а рядовым австралийским актером по имени Мел Гибсон в главной роли — типичный образчик «озсплотейшна», эксплуатационного кино из Австралии. Из всех локальных хитов озсплотейшна, однако, именно «Макс» почему-то смог покорить международную аудиторию, которая предпочитала австралийским экшн-малобюджеткам что-нибудь поэстетичнее — вроде «Пикника у Висячей скалы». 

    Благодаря этому, впрочем, фильм Джорджа Миллера может служить неплохим введением в оригинальный поджанр. Зрителю, который любит трилогию о Максе, смело можно рекомендовать и более маргинальные образцы австралийской антиутопии — такие, как, например, «Охота на индюшек» Брайана Тренчард-Смита. «Макс» — зрелище чуть более удобоваримое для неподготовленного зрителя, но он вобрал в себя все лучшие черты озсплотейшн-стилистики — вплоть до почти порнографического любования машинами, разбитыми или готовыми вот-вот разбиться. 

    «Бегущий по лезвию» 


    1982, Великобритания-Гонконг-США. Реж. Ридли Скотт. В гл. ролях: Харрисон ФордРутгер ХауэрШон ЯнгДэрил Ханна  

    Мрачный колосс Ридли Скотта, который подарил гикам всего мира возможность бесконечно дискутировать на тему происхождения главного героя, а Рутгеру Хауэру — лучший сольный выход во всей карьере. После сцены со «слезами в дожде», действительно, можно было с чистой совестью уходить в фильмы класса «Б» — выше уже не прыгнешь; то же касается и Ридли Скотта, чья дальнейшая фильмография, как к ней ни относись, всё равно теряется в тени «Чужого» и последовавшего следом «Бегущего». 

    Ко всему прочему, «Бегущий по лезвию» — ещё и наглядное свидетельство преемственности поколений: Ланг в «Метрополисе», первой антиутопии в истории кино, проработал формальные приёмы, получившие дальнейшее развитие в жанре нуара; «Бегущий» же доказал, что нуаровый город, залитый дождем и придавленный собственной тенью, запросто может быть притом фантастическим городом будущего. Как и лучшие нуары, «Бегущий» вроде бы не говорит зрителю ни о чем насущном, но все равно пробирает до печенок: протаскивает через все круги футуристического ада и оставляет на последнем — в компании с электроовцами. 

    «Бразилия» 


    1985, Великобритания. Реж. Терри Гиллиам. В гл. ролях: Джонатан Прайс, Иэн ХолмБоб ХоскинсРоберт Де Ниро  

    Как и в случае с «Бегущим по лезвию», отрицать величие «Бразилии» Терри Гиллиама сложно; похожи они еще и тем, что дарят зрителю возможность приобщиться в умеренных дозах к эстетическим излишествам 1980-х годов. В случает с «Бегущим» это навязчивый саундтрек Вангелиса; в «Бразилии» же есть обаятельные эпизоды снов главного героя, напоминающие всю «простенькую» фантастику той эпохи разом, в том числе, например, советскую. Так выходит, что любому представителю современной модной молодежи должно быть очень просто сопереживать главному герою «Бразилии»: как и тамошнему герою, ему приходится спасаться от перенасыщенной информацией и технологиями реальности, сооружая для себя немного нелепую, но такую успокаивающую искусственную конструкцию. 

    Как это часто случалось с Гиллиамом, история страстей по «Бразилии» играет в мифологии фильма не меньшую роль, чем его непосредственное содержание: американским прокатчикам из Universal так не понравилась концовка картины, что они без согласия режиссера основательно ее перемонтировали (здесь опять вспомним «Метрополис»). Сражение Гиллиама с ветряными мельницами длиною в жизнь — это предмет для отдельного разговора, но нельзя не заметить, что из всех многочисленных попыток неудачливого режиссёра снять что-нибудь наперекор судьбе «Бразилия» и по сей день кажется наилучшей. 

    «Деликатесы» 



    Жан-Пьер Жене, чей нетрадиционный взгляд на окружающую действительность в начале 1990-х еще уравновешивал «плохой полицейский» в лице Марка Каро, оставил основательный след в антиутопическом жанре: уже в короткометражном дебюте дуэта Жене-Каро, «Бункере последнего выстрела» 1981 года, действие разворачивалось в бункере, населенном мрачными нацистами будущего. В «Деликатесах» и, позже, в «Городе потерянных детей» постапокалиптический мир французских сюрреалистов стал чуть более дружелюбным: страшным, но симпатичным. 

    Любопытно, что в американском прокате «Деликатесы» выпустили со слоганом «Терри Гиллиам представляет». Жене и Каро и сами не отрицали влияния, какое оказал на них экс-«пайтон», но их сюрреализм — совсем другого толка: не болезненная реакция на современную действительность, а скорее эксапизм в духе «Алисы в Зазеркалье». Обитать среди героев Жене и Каро страшновато, но уж очень интересно — по крайней мере в течение полутора часов. 

    «Темный город» 



    Мрачный нео-нуар Алекса Пройаса, к тому моменту уже снявшего «Ворона», можно считать переходным мостиком между киноантиутопиями «старого» и «нового» образца: здесь легко читаются цитаты и из «Метрополиса», и из «Бразилии», но при этом в тех же самых декорациях на следующий год после «Города» сняли кино под названием «Матрица», очень напоминающее «Город» и атмосферой, и даже отдельными поворотами сюжета. 

    «Матрице», разумеется, стоило бы отвести отдельное место в списке — но вместо не нуждающегося ни в какой дополнительной рекламе творения Вачовских стоит всё-таки упоминать фильм Пройаса, мнения о котором расходятся — его вроде бы недооценили по сравнению с «Матрицей», но, с другой стороны, именно её поклонники составляют значительную часть нынешней аудитории «Города». Запоздалый, но убедительный успех фильма Пройаса, в 1998-м едва-едва отбившего затраты на производство в прокате, свидетельствует о том, с чем вряд ли согласится хоть один антиутопист: будущее всё расставляет по своим местам.






    другие Был бы повод

    17 января Джиму Керри исполнилось 60 лет. Серьезный возраст — хороший повод вспомнить именно серьезные, а не комедийные роли артиста.

    13 января в прокат выходит пятая часть легендарной франшизы «Крик». В 1996-м первый фильм реанимировал слэшеры — по такому случаю рассказываем, как и почему «Крик» оказался не только обновлением, но и финальным аккордом поджанра.

    Год подходит к концу. Он был явно удачнее 2020-го: киноиндустрия более или менее адаптировалась к пандемии, и это сказалось на результатах, которые оценили авторы «Киномании». Итак, лучшие картины 2021 года — в алфавитном порядке.

    КОММЕНТАРИИ 21
    Никогда не воспринимал Апельсин как антиутопию.
    Я тоже;) Как антиутопию я скорее воспринимал другой гениальный фильм с Малькольмом МакДауэллом - "О, счастливчик!" ("O Lucky Man!") Линдсея Андерсона
    Отдельное внимание на эту тему стоило бы уделить творениям японских кинематографистов, и японскому аниме в частности. Ставшие культовыми "Призрак в доспехах" ("Ghost in shell"), серия "BattleTech"... - раздвинули рамки жанра "мир пост-апокалиптического будущего" и проложили не то что тропинку... - целое широкополосное шоссе для развития жанра, тем самым дав толчок для развития современной фантастики! Люди, роботы, андроиды и биороботы всех мастей, симбиоз их сосуществования и вытекающие из этого всего морально-этические проблемы встающие перед миром будущего... который, кстати, не так и далек от нас... Одним из лучших японских мультфильмов о мире пост-апокалиптического будущего, несмотря на то что он был создан в далеком 1969 году - я считаю для себя "Летающий корабль-призрак" - он для меня стал каким-то озарением, или откровением что ли (как чуть позже "Бегущий по лезвию бритвы" и "Бразилия";) Кстати, история, рассказанная в "Роботе-полицейском" Пола Верховена - уходит своими корнями как раз в японское анимэ. Город Даллас переживающий экономический кризис... Создатели фильма как в воду глядели!;)) ...
    Ну и наконец и- нельзя не вспомнить "Кин-дза-дза!" - гениальный фильм Георгия Данелии - антиутопия, в которой есть и путешествия в межзвездном пространстве, и перемещения во времени, и наконец пост-апокалиптический мир далекой планеты, очень напоминающей нашу Землю. Гениальный фильм, и я считаю один из лучших в этом жанре в истории мирового кино!
    ;)))
    Когда я слышу "кино" и "антиутопия" рядом, то почему-то первым делом вспоминаю всё-таки "Equillibrium". По истории вроде ничего нового, но как удачно и красиво сняли!
    "Кин-дза-дза" яркий образец антиутопии, но "инопланетной. В представленном материале речь идёт о земных, мелочь, но очень существенная. Спасибо что вспомнили, очень люблю Данелия, и особенно данный.
    Анимэ довольно эндемичный продукт, его довольно сложно воспринимать, особенно ранний (не адаптированный под мир, как сейчас)
    ...Помню, что ещё до того как посмотрел первого "Безумного Макса", я отсмотрел множество фильмов на эту же тему. Особенно запомнились "2019, После падения Нью-Йорка" Серджио Мартино и "2020, Гладиаторы Техаса" Джо Д'Амато...Вообще итальянский кинематограф конца 70-х - начала 80-х подарил миру множество недорогих боевиков, ужастиков, комедий. антиутопий и разного рода "вестернов"... До сих пор, например, любим мною фильм "Радиоактивные грёзы" ("Radioactive Dreams") 1984 года реж. Альберта Пьюна, с Джоном Стокуэллом и молоденьким Майклом Дудикоффым ("Американский ниндзя"), которого американская критика восторженнно называла Русским князем;) Фильм у меня до сих пор ассоциируется с "Вороном" Алекса Пройаса своей мрачной атмосферой и великолепной музыкой! ...Ну и как мне кажется нужно здесь вспомнить два фильма, в свое время сломавшие карьеру суперзвезды Кевина Костнера - "Почтальон" и "Водный мир" ("как его тогда называли "Безумный Макс" на воде). Самые масштабные , самые дорогие по тем временам натурные съемки - принесщие создателям гигантские убытки поставившие на продолжительный период на крест на фильмах данного жанра... И только развитие компьютерной техники, создание значительно удешевивших съемки компьютерных эффектов позволило говорить о возрождении жанра...
    ...А ещё можно вспомнить "Киборга" - целую серию фильмах о мрачном будущем людей на земле - давшие старт карьерам молодых Жан-Клода Ван Дамма и Анджелины Джоли... ;))
    как же я жду фильма по вселенной Mass Effect
    Не смотрел только «Метрополис» и «Бразилия». Первый вряд ли посмотрю, а вот второй давненько в списке "к просмотру". И вправду лучший фильм Гиллиама?
    Всё субъективно, но, безусловно внимания заслуживает, поскольку Бразилия - это Гиллиам, а Гиллиам - это Бразилия.
    Он (фильм) более атмосферен и представляет квинтессенцию яркого Терри, поэтому, наверное, обошёл "12 Обезьян". А ещё у него "Страна приливов" превосходна, да и вообще весь "багаж" как знак высочайшего качества)
    Кстати, то что нашли в 2008 году отреставрировали и в 2010 под сопровождением Берлинского симфонического оркестр была прямая трансляция "Метрополиса" на ТВ. Некоторые плевались, но как по мне это лучшая версия. Продается на носителях.
    «Метрополис» - яркий пример недооценённости картины современниками. Интересно, Ланг осознанно зашифровал легенду о Сиддхартхе в картине.
    Влияние фильма безгранично, начиная с мультсериала и комп.игр, заканчивая клипами и музыкой самых разных направлений (в том числе и российской)).
    «Деликатесы» Жене и «БЛБ» Ридли очень разные во всех смыслах, тем примечательней участие двух постановщиков в одном проекте)
    На счёт австралийского «дуэта» в списке, они конечно чётко отражают дух антиутопий, каждый своего времени, но сейчас, имхо, потеряли визуальную и постановочную актуальность.
    Посмотрел Элизиум сегодня утром в IMAX. Не вдаваясь в подробности - это шикарная боевая фантастика. Я в вострорге. Вот что мне реально давно не хватало в кино - экзоскелетов, отличных перестрелок, жесткого мордобоя, взрывающихся тел и лиц(о даа!), все это в отличных фантастических декорациях, смешанных с реальностью и приправленных жестокостью. Бломкамп - большое тебе человеческое спасибо!
    Хорошие новости )
    Подборка очень интересная, но по-моему не хватает Children of Men Куарона, нет?
    Ощутимо не хватает Содерберга с "Кафкой". Идеальная картина. И как антиутопия, и как зарисовка по Кафке и его произведениям.
    А ещё ведь есть Валл-И)
    вот бы кто-нибудь решился переснять "фарингейта" только далеко не отходя от книжного оригинала. хотя тогда, вероятно, получится эквилибриум.

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.