Добрался до первого сезона «Игры престолов». Ну, позиции Наки Томпсона сотоварищи во внутреннем рейтинги пошатнулись, конечно. Но тут, помимо каких-то совсем очевидных вещей, связанных с явными достоинствами проекта, интересны несколько моментов.
«Престолы» — экранизация вполне себе посредственного фэнтези Джорджа Мартина. Не плохого, ужасного или провального, а удобоваримого чтива, на литературные лавры совсем не претендующего. То есть, взяли продукт средней свежести (и такой же прожарки) и решили из него что-то по-настоящему стоящее сделать. Мужественный, если вдуматься, шаг, предполагающий, что господа из HBO пару-тройку козырей в рукаве всё-таки имели, прежде чем за стол садиться. Заинтересовал, выходит, сам мир, общая мартиновская концепция, а дальше уже танцевальные па собственного сочинения пошли.
Отсюда первый серьёзный парадокс, завораживающий похлеще многих других придумок. «Престолы», наверное, первое обращение к неблагодарному жанру фэнтези, которое все элементы фэнтези благополучно вымарывает, сводит в процентном соотношении до уровня математической погрешности. На первый взгляд, сказка сказкой, по факту — серьёзная драма про серьёзных людей с почти соркиновскими диалогами.
Каждая серия — маленький шахматный этюд, где добрые сорок минут размышляешь, ходить лошадью или нет, а в финальную пятиминутку безоговорочный мат приплывает с совсем другой стороны. При этом всё крайне удачно друг за друга цепляется, копит силы, увеличивает энергетический запас, к девятой серии наконец-то прорастая в нечто структурированное и внутренне завершённое. После чего, что важно, многие казалось бы понятные детальки-нюансы совсем другими красками начинают сверкать-переливаться.
Львиной долей заслуженного успеха «Престолы» обязаны именно сценарной группе, а не режиссёрам-рукоделам. Постановщики, по гамбургскому счёту, одну ноту весь сезон держат. Крепко держат, двумя, так сказать, руками, но без изысков или допустимой чертовщинки. Слаженно работают, добротно, но только для того, чтобы в конце месяца не стыдно было в бухгалтерию за зарплатой заглянуть. Сценаристы же выдают диалоги и мизансцены самого высшего пошива, этакое pret-a-porte. Тут даже если поставить себе задачу какую-то слабину найти, не одну неделю размышлять придётся. Ловко сшито. Ниточка к ниточке. С узорами ручной работы.
Ну и как-то особенно радостно за чудесного Питера Динклейджа, который ещё в «Жизни в забвении» кричал Стиву Бушеми (что, к слову, вдвойне символично) — не надо мне, мать твою, объяснять как играть карлика! Я сам карлик!
Второй сезон уже на экранах. Ответ на вопрос — смотреть или не смотреть? — в данном случае слишком очевиден.
P.S. Да, и отдельное спасибо авторам за трижды гениального мальчонку Лино Фачиоли в роли Робина Эррина. Каждое появление — чистый восторг.
В целом всё верно подмечено, но вот некоторые сценарные ходы мне не понравились. Например, в сцене сражения, когда персонаж Динклейджа ведёт своих варваров в атаку, он просто падает и его затаптывают свои же, что может указывать его несостоятельность, хотя в самой книге он храбро сражался, особенно с учётом своих недостатков.